Особенности функционирования на электронном рынке провайдеров логистических услуг

В настоящее время наблюдается тенденция к «стиранию» границ между традиционной и электронной торговлей. Собственное офлайн-представительство в виде пункта выдачи заказов, магазина или примерочной открыли почти все крупные отечественные Интернет – торговцы.

Наличие пункта выдачи служит доказательством реального существования Интернет – магазина и является «точкой коммуникации» с клиентом.

По некоторым данным, после открытия пункта выдачи заказов продажи в городе вырастают примерно вдвое в течение нескольких месяцев.

Однако, содержание собственных розничных точек связано с неспецифическими для онлайн-ритейлера затратами. Поэтому в настоящее время развивается бизнес по организации аутсорсинговых пунктов выдачи, которые работают сразу с несколькими Интернет – магазинами.

В тоже время, не только онлайн-торговцы «идут в офлайн», наблюдается тенденция к увеличению розничными торговыми сетями объемов Интернет – продаж своих товаров. Основной целью выхода торговых сетей в онлайн стало расширение их географического присутствия на национальных и международных рынках, а также стремление к сокращению операционных затрат.

Организация торговых процессов в «виртуальном пространстве» предполагает реструктуризацию механизма взаимодействия предприятий сетевой торговли с клиентами, принуждает их совершенствовать стандартные схемы доставки товаров, расширять спектр дополнительных услуг (информационных, финансовых и т.д.) и уделять особое внимание эффективности логистического сервиса.

В связи с тем, что электронная торговля в секторе B2C предусматривает доставку в основном малогабаритных посылок «точно в срок», в независимости от времени года и сезона, необходимым является обеспечение бесперебойного товародвижения с минимальными логистическими издержками.

В электронной торговле основными показателями, влияющими на уровень логистических издержек, являются скорость и стоимость доставки, а также объем заказа. В связи с этим, особое значение для Интернет – магазинов приобретает ускорение доставки и потенциальная возможность оперативного реагирования логистических служб на изменения в цепях поставок.

В условиях усиления конкуренции на электронном рынке Интернет-торговцы уделяют особое внимание установлению хозяйственных связей с надежными поставщиками логистических, информационных, финансовых услуг.

На сегодняшний день конкурентными преимуществами обладает тот онлайн-ритейлер, который способен организовывать своевременную транспортировку товаров с высококачественным логистическим сервисом, а также осуществлять эффективную складскую обработку товарных отправок и их распределение в зависимости от выбранного способа доставки.

В целях повышения эффективности логистических операций электронные торговцы делегируют соответствующие функции специализированным компаниям – провайдерам логистических услуг. Логистический провайдер берет на себя ответственность за выполнение следующих операций: транспортировки товаров, их дистрибьюции, хранения, таможенного декларирования, а также информационного сопровождения логистических процессов.

Важной особенностью деятельности логистических провайдеров на электронном рынке является их функционирование в условиях публичной оферты, когда поставщик логистических услуг предоставляет логистический сервис, исходя из параметров заказа покупателя и предварительной оплаты доставки.

Расширение альтернативных возможностей оплаты (посредством банковской карты, Интернет-деньгами, наличными денежными средствами и др.) и доставки товара (постамат, доставка «до двери») является мотивационным фактором для клиентов при выборе определенного Интернет – магазина, для продавца – конкурентным преимуществом, а для логистического провайдера – представляет собой комплекс функций, подлежащих реализации в установленный срок с оптимальными затратами.

В последние годы наблюдается возрастание популярности поставщиков комплексных логистических услуг, представляющих интегрированный логистический сервис или так называемый фулфилмент-сервис.

Интересно
Фулфилмент – комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. В русском языке нет аналогичного термина, который бы максимально точно передавал смысл английского термина, поэтому он используется без перевода. Как бизнес-услуга, фулфилмент наиболее востребован интернет-магазинами и организация логистики часто передается на аутсорсинг фулфилмент-центрам.

Свою популярность фулфилмент получил благодаря революционным решениям лидера интернет-торговли на Западе – компании Амазон, которая впервые вывела на качественный уровень эту услугу для тысяч продавцов торгующих через Amazon.com.

Среди преимуществ фулфилмент-сервисов для интернет-магазинов можно выделить следующие:

  1. Режим «одного окна». При заказе комплекса услуг, все вопросы решаются через одного менеджера: и получение товаров от поставщика, и хранение, и упаковка заказов, и доставка.
  2. Экономия на аренде склада. Средняя цена на аренду складского помещения в Москве – около 400 руб. за квадратный метр в месяц. Стоимость ответственного хранения товаров в одном из ведущих фулфилмент-центров – 60 рублей за квадратный метр складского помещения.
  3. Организовать доставку через фулфилмент-центр нередко выгоднее, чем через курьерскую службу. У крупных игроков рынка есть прямые договора с курьерскими службами, и услуги доставки по таким договорам значительно дешевле.
  4. На фулфилмент-складе можно держать тот запас продукции, который необходим интернет-магазину. При аренде небольших по площади складов в пик продаж, например, перед Новым годом, часть товара интернет-магазинам приходится хранить в дополнительных помещениях.
  5. Клиент может забирать товар самовывозом прямо со склада фулфилмент-центра, где выдача товаров уже поставлена на поток.
  6. Материальную ответственность за потерю заказа или порчу товара несет фулфилмент-центр, а не интернет-магазин.
  7. Фулфилмент-центр делает интернет-магазин более удобным для клиента: интегрирует на сайте калькулятор стоимости доставки, может рассылать клиентам оповещения о прибытии товаров на пункт самовывоза, присвоит каждому заказу трекинг-номер, по которому клиент сможет отслеживать передвижение посылки, предоставит аналитику по заказам.

Однако фулфилмент, как комплекс услуг, имеет свои недостатки:

  • большинство фулфилмент-центров переводят деньги интернет-магазину от клиента не по факту оплаты, а по графику, например, 2 раза в месяц. Таким образом, у компаний может наблюдаться недостаток оборотных средств;
  • накладные, чеки и другие документы также передаются компаниям по графику;
  • отсутствие у интернет-магазина доступа на склад;
  • невозможность оперативно решить проблемы с заказом, например, если при доставке выяснится, что товар бракованный или не соответствует накладной.

Сотрудник фулфилмент-центра должен будет связаться с интернет-магазином, что существенно удлиняет процесс замены товара.

Рассмотрим основные этапы взаимодействия интернет-магазина и фулфилмент-центра:

  1. Фулфилмент-центр по указанию интернет-магазина забирает товары у одного или нескольких поставщиков. Доставка может осуществляться как самим поставщиком, так и фулфилмент-центром. При поступлении на склад товар пересчитывается и на каждую единицу наклеивается стикер с уникальным штрих-кодом. Разные товары сортируются, взвешиваются и измеряются. Эти данные заносятся в отчет и передаются владельцу интернет-магазина.
  2. Организация ответственного хранения. Сотрудники фулфилмент-центра определяют для товара место на складах, нередко этот процесс автоматизирован. Фулфилмент-склад не принимает товары, которые продаются на развес, относятся к запрещенным для продажи через интернет  (табак, алкоголь, лекарства), а также некоторые ювелирные украшения. Для ценных, хрупких или скоропортящихся грузов есть отдельные склады с необходимыми условиями хранения.
  3. Прием и обработка заказов. Данный процесс может быть организован несколькими способами: от полного сопровождения всех заказов фулфилмент-центром, включая предоставление операторов колл-центра, до передачи уже готовых заказов в базу фулфилмент-компании.
  4. Комплектация и упаковка заказов. При комплектации заказов интернет-магазина фулфилмент-центр может использовать стандартную или брендированную упаковку. При необходимости, в каждую посылку будут вкладывать рекламу, подарки, пробники и т.д.
  5. Отгрузка до службы доставки или непосредственно клиенту.

Здесь тоже возможно несколько вариантов:

  • отправка посылки Почтой России, до транспортной компании или курьерской службы;
  • выдача посылки собственному курьеру интернет-магазина или сотруднику курьерской службы, с которой он работает;
  • доставка до клиента силами фулфилмент-центра;
  • отправка товара на пункт самовывоза.

Таким образом, комплексный логистический сервис в электронной торговле подразумевает предоставление набора услуг, позволяющего осуществлять «гибкое» взаимодействие с конечными потребителями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)