Французская образовательная система

Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и сегодня по праву считается одной из самых передовых в мире. Самое главное ее достоинство — преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев (если не считать чисто символической платы в размере около 200 евро в год, взимаемой государственными университетами).

В частных учебных заведениях обучение, естественно, платное. Еще одна важная особенность — это практически одинаково высокое качество обучения как в столице, так и в провинции. Как следствие — отсутствие официального рейтинга вузов и существенного расслоения их по степени престижности.

В стране сегодня около 7 тыс. коллежей, более 2500 лицеев. Развитие системы образования во Франции является приоритетом французской внутренней политики. На нужды образования ежегодно расходуется более 20% государственного бюджета — это больше, чем на оборону и армию. Кроме того, система образования — крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины всех государственных служащих.

Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику: здесь своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы обучения. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов.

Во Франции введено обязательное бесплатное десятилетнее обучение для детей с 6 до 16 лет. Есть школы государственные, муниципальные и частные. Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным. Большинство детей уже с 2–3 лет посещают так называемые материнские школы, в которых педагоги и психологи 3–4 года готовят их к школе.

В школу дети идут в возрасте 6 лет. Принятая во Франции система школьного образования разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года) и лицей (2–3 года). Обязательными являются первые два.

Среднее образование состоит из двух циклов: четырехлетний коллеж и двух-трехлетний лицей. Неполная средняя школа — единый общеобразовательный коллеж — строится на базе начальной школы и охватывает практически всех учащихся соответствующего возраста. Полное среднее образование представлено тремя типами школ: общеобразовательный лицей, технологический лицей, профессиональный лицей. Длительность полного среднего образования составляет 12 лет.

Колледжей в их традиционном понимании — как средних профессиональных учебных заведений — во Франции не существует. Поэтому французский коллеж как вторая ступень средней школы — это не аналог колледжа в других странах.

Выбор коллежа ограничен строгим соблюдением территориального принципа. Классы в коллеже считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, а через четыре года заканчивает третий. Во французской системе, чем старше класс, тем меньший порядковый номер ему соответствует.

Обучение в коллежах разбито на три цикла:

  • во время первого, адаптационного цикла, который длится год, ребенок привыкает к новым формам обучения и новым предметам — математике, французскому, истории и пр.
  • в пятом и четвертом классах в рамках центрального цикла к изучаемым предметам добавляются физика, химия, латынь и второй иностранный язык.
  • третий класс французского коллежа называется циклом ориентации: на этом этапе приходится выбирать себе специализацию, по которой предстоит продолжить обучение в лицее и университете.

Лицей — завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Можно выделить два основных отличия французских лицеев от средних образовательных учреждений других европейских стран:

  • на этом этапе начинается специализация;
  • аттестат о среднем образовании (ВАС) получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 80%;
  • детей иностранцев, не проживающих во Франции постоянно, принимают на общих основаниях не только в частные, но и в государственные лицеи.

Французские лицеи бывают двух типов: общего и профессионального образования.
В лицеях профессионального обучения (аналоги наших профессионально-технических училищ) школьники за 2–3 года получают какую-либо рабочую специальность.

В лицеях общего образования, которые открывают путь в высшие учебные заведения Франции, срок обучения три года. В соответствии с избранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании (ВАС) имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES).

Второе направление подразумевает и более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL) и медико-социальные науки (SMS).

При оценках знаний, умений, навыков учащихся в начальной и средней школе приняты две шкалы. В первом случае — от 0 до 10 баллов, во втором — от 0 до 20 баллов. Оценка по первой шкале расшифровывается следующим образом: отлично — 8 баллов и выше; хорошо — 7 баллов; достаточно хорошо — 6 баллов; удовлетворительно — 5 баллов; средне — 4 балла; плохо — 3 балла; очень плохо — 2 балла и ниже.

Соответственно по второй шкале: отлично — 16 баллов и выше; хорошо — от 14 до 16 баллов; достаточно хорошо — от 12 до 14 баллов; удовлетворительно — от 10 до 11 баллов; средне — от 8 до 10 баллов; плохо — от 6 до 8 баллов; очень плохо — 5 баллов и ниже.

Профессиональное образование осуществляется двумя путями: в системе ученичества и профессиональном лицее. В профессиональном лицее обучение квалифицированного рабочего сочетается с общеобразовательной подготовкой. Завершается профессиональное обучение стажировкой на предприятии, программу и место которой обычно согласовывают с родителями.

Систему ученичества составляют классы предпрофессиональной подготовки для подростков 15–16 лет и двухтрехлетние центры профессионального обучения, учащиеся которых овладевают специальностью непосредственно на предприятии. Часть затрат на стажировки и обучение на предприятиях оплачивают промышленники.

Французские учителя, как правило, узкие профессионалы, которые из года в год преподают только в одном, например, в пятом классе и, следовательно, каждый год меняют учеников. Естественно, что они, в отличие от наших учителей, не привязываются к детям, меньше сочувствуют их проблемам и не имеют оснований связывать их многолетние успехи или неудачи со своими педагогическими способностями.

Зато это избавляет школьную систему от возможного появления любимчиков или несправедливо гонимых. Одна из наиболее характерных черт французского образования — это целенаправленность. Ученик настроен не на абстрактное блестящее будущее, а ставит перед собой небольшие, но конкретные и реальные задачи и прилагает все усилия, чтобы их выполнить. Если не справляется сам, на помощь обязательно приходят учителя и одноклассники, но больше все-таки приветствуется самостоятельность.

Во Франции не существует строгой границы между средним специальным и высшим образованием: первое служит ступенькой для второго.

Система высшего образования Франции переживает сегодня настоящий подъем: к 2015 году число студентов достигает почти 3 миллиона. Нет такой специальности, которую нельзя было бы получить в каком-либо учебном заведении Франции. Каждый десятый студент, получающий высшее образование на французской земле, иностранец.
Высшее образование во Франции разделено на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом, продолжать образование он может в совершенно другом вузе.

Первый цикл представляет собой начальный этап высшего образования, на котором осуществляется общенаучная подготовка. Он рассчитан на два года обучения и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании.

Данные дипломы, невзирая на название, представляют собой в общепринятом смысле скорее свидетельства о прохождении начального этапа высшего образования. Несмотря на это, часть студентов останавливаются именно на этой ступени образования, поскольку такой документ дает возможность найти неплохую работу. Но подавляющее большинство студентов, успешно окончивших этот цикл обучения, продолжают образование на более высоком уровне.

Второй цикл высшего образования предназначен для подготовки студентов к активной профессиональной деятельности. Он также рассчитан на два-три года обучения и при этом состоит еще из двух последовательных одногодичных ступеней. По окончании первого года и успешной сдаче экзаменов выдается диплом лиценциата (licence), а второй год заканчивается получением диплома «мэтриз» (maitrise).

Обучение на уровне лиценциата носит фундаментальный характер без элементов глубокой специализации или сочетает комбинацию фундаментальной и профессиональной подготовки с превалированием первой. На дальнейшее обучение записываются, в основном, лишь те обладатели дипломов лиценциата, которые выбирают перспективу дальнейшей научной или преподавательской деятельности.
Обучение на уровне «мэтриз» носит характер фундаментально-научной или научно-технической подготовки по выбранной специальности.

Поэтому смена профиля подготовки при переходе с уровня лиценциата на уровень «мэтриз» едина по стране для всех вузов и специальностей — обязательное изучение дисциплин по установленному перечню ежегодным объемом от 350 до 550 учебных часов с экзаменами по ним в конце года.

Третий цикл предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается обязательной научно-исследовательской работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на последний цикл обучения.

Обучение в течение года завершается получением диплома о специальном высшем образовании (DESS) в случае выбора программы специализации или диплома углубленного образования (DEA), если программа носила исследовательский характер.
Таким образом, для прохождения всех трех циклов высшего образования требуется в общей сложности пять лет обучения.

Высшей научной степенью во Франции является степень доктора. В докторантуру с длительностью обучения от 2 до 4 лет принимаются, как правило, выпускники вузов, имеющие диплом углубленного образования. В процессе обучения докторанты обязаны сдать теоретические экзамены по специальности, провести научные исследования по выбранной теме, представить и защитить диссертацию.

А теперь представим несколько знаменитых университетов Франции. Страсбургский университет, или Университет Страсбурга — французский университет, относится к Академии Страсбург. В 1970 году старинный Страсбургский университет был разделен на три отдельных: Страсбург I (Луи Пастера), II (Марка Блока) и III (Робера Шумана).

  • Университет Страсбург I (Университет Луи Пастера)

Страсбургский университет имени Луи Пастера (Universite Louis Pasteur), включал в себя медицинский факультет, факультет наук о Земле, факультет точных и естественных наук, отдел математики, институты физики, физики Земли, физиологии, химии и биохимии, ботаники, зоологии и общей биологии, геофизики, геологии, астрономическая обсерватория, 2 научных коллежа.
По состоянию на 15 января 2007 года в университете числилось 18 847 человек, включая около 3 тысяч иностранных студентов. Страсбургский университет имени Луи Пастера являлся членом лиги европейских исследовательских университетов (League of European Research Universities).

  • Университет Страсбург II (Университет Марка Блока)

Страсбургский университет имени Марка Блока (Universite Marc Bloch) состоял из 10 факультетов: искусства, философии, гуманитарных наук, исторических наук, филологический, лингвистических и прикладных наук, социальных наук, спортивных наук, католической и протестантской теологии.

До 2009 года тут проходили обучение свыше 13 тысяч человек, из которых было около 25% — иностранные студенты. Университет Марка Блоха считался главным исследовательским центром Франции в области гуманитарных наук и взаимодействует с учеными из других университетов и институтов, как на национальном, так и международном уровне.

  • Университет Страсбург III (Университет Робера Шумана)

Страсбургский университет имени Роберта Шумана (Universite Robert Schuman) готовил специалистов по 160 специальностям: факультеты права и экономических наук, институты права и сравнительной экономики, юридических исследований, криминальноисправительных наук, труда, центр международных исследований промышленной собственности. Обучалось в вузе около 10 тысяч человек, в том числе больше 1 500 иностранных студентов.

1 января 2009 году они были вновь объединены в один. В 2015 году университет занимал 87 место в академическом рейтинге университетов мира. Университет входит в ассоциацию университетов Европы Утрехтская сеть и в Лигу европейских исследовательских университетов. За время своего существования, Страсбургский университет выпустил 18 лауреатов Нобелевской премии в разных областях.
История создания Страсбургского университета восходит к протестантской гимназии, основанной в 1538 году Иоганном Штурмом, позже существовало название протестантской академии.

В 1566 году император Максимилиан II придал гимназии статус академии, в 1621 году она стала университетом, а в 1631 году — королевским университетом. В 1681 году войска короля Людовика XIV захватили Эльзас и по Вестфальскому договору западный берег Рейна, включая и университет, отошел к Франции.

Как мы уже упомянули, в соответствии с декретом от 1 января 2009 года три отдельных Страсбургских вуза исчезли из государственной системы высшего образования Франции, и Страсбургский университет вновь был объединен. Вместе со своим воссоединением, он стал одним из первых 18 университетов, который попадал под действие нового закона от 2007 года о свободах и обязанностях университетов Франции.

Именно по этой причине, 4 ноября 2008 года был принят новый устав университета.
Главной целью объединения было создание всеобъемлющего университета, создание в нем новых учебных курсов, обхватывающих все образовательные направления: искусство и языки, право, управление, экономику, социальные и политические науки, естественные науки, гуманитарные науки, технологи и медицину.

Эти разнообразные сгруппированные академические специальности, научно-исследовательские подразделения, институты и школы позволили создать качественное взаимодействие между собой, несмотря на очевидные противоположности направлений обучения.

Второй целью слияния университетов было желание получить более высокий рейтинг университета на международном уровне, особенно в международных классификациях.
В целях полноценного укрепления слияния и получения дополнительных финансовых средств на развитие вуза, руководство Страсбургского университета приняло решение создать общий проект в рамках Университетского плана (проект Министерства образования Франции), для реализации которого 29 мая 2008 года были выбраны еще пять других университетов.

Страсбургский проект, который должен был касаться всех кампусов, был ограничен лишь историческим кампусом в районе Эспланады. Идея проекта заключалась в реорганизации Центрального кампуса Страсбургского университета, связанного с объединением трех университетов, и основывалась на сумме в 375 миллионов евро, а также дополнительных средств — вкладов местных департаментов Эльзаса и Нижнего Рейна.

Официальное открытие нового кампуса университета состоялось 5 февраля 2009 года.
Страсбургский университет (University of Strasbourg) сегодня включает в себя 38 различных компонентов образовательной структуры, вместе образующих сложную систему учебного процесса: учебные подразделения и институты научных исследований, бизнес-школы, инженерные школы и институт политических исследований. Они подразделяются на пять основных направлений подготовки и девять коллегий, которые являются статутными органами, созданными в университете для обеспечения координации между руководством вуза и его составляющими.

Направление «Искусство, языки и гуманитарные науки» (5 составляющих):

  • факультет искусств (театральное искусство, изобразительное искусство и искусствоведение), факультет современных иностранных языков, факультет языков и гуманитарных прикладных наук, филологический факультет и международный институт французских исследований (МИФИ).
    Направление «Право, экономика, менеджмент, политические и социальные науки». Сюда входят 8 составляющих:
  • центр международных исследований интеллектуальной собственности, страсбургская школа менеджмента, университетский центр журналистики, факультет права и политологии, факультет экономики и управления, страсбургский институт политических исследований, институт подготовки специалистов общего управления и Институт европейских исследований.

Направление «Социальные и естественные науки» (10 составляющих):

  • факультет географии и планирования, философский факультет, факультет психологи, факультет протестантской теологи, факультет католической теологи, педагогический факультет, факультет спортивной подготовки, исторический факультет, факультет социальных наук, социальной практики и развития, отделение биологии, а также университетский педагогический институт Эльзаса, созданный 1 января 2009 года;

Направление «Науки и технологии» (12 составляющих):

  • факультет химии, факультет физики и инженерии, факультет естественных наук, факультет математики, Европейская школа химии, полимеров и материалов, Национальная Страсбургская высшая школа физики, Высшая школа и обсерватория наук о Земле, Высшая Страсбургская школа биотехнологий, Институт технологий, Институт технологий Луи Пастера, Институт технологий имени Робера Шумана и страсбургская астрономическая обсерватория.

Направление «Медицина» (3 составляющих):

  • медицинский факультет, стоматологический факультет и фармацевтический факультет.

Существует проект присоединения Национальной Страсбургской высшей школы архитектуры к Страсбургскому университету. Страсбургский университет имеет несколько центральных служб и организаций, общих для всех факультетов, институтов и структур.

Все университетские библиотеки сгруппированы в одну общую Службу документации. Ее главная задача заключается в приобретении новой литературы, управлении документацией университета, ведении уже существующих коллекций, координации соответствующих ресурсов для выполнения этих задач.

Также служба документации библиотеки Страсбургского университета сотрудничает с другими библиотеками (государственными и частными), которые стремятся к тем же самым целям, а именно — создавать новые совместные собрания литературы для внедрения более удобных систем поиска и использования, оснащенных новейшими технологиями.

В работе службы документации Страсбургского университета задействовано более 150 человек. В сферу управления службы входит сеть из 41 библиотеки, в том числе и библиотеки других высших учебных заведений.

Издательство Страсбургского университета (ИСУ) — старейшее французское университетское издательство, основанное в 1920 году профессорами Страсбургского университета, располагающееся в Университетском дворце.

В соответствии с законом о свободах и ответственности университетов, 28 октября 2008 года в Страсбургском университете был создан Фонд. Университеты вправо самостоятельно выбрать один из двух предлагаемых типов фондов: университетский фонд и партнерский фонд с другими университетами. Руководство Страсбургского университета выбрало второй тип фонда, он направлен на увеличение финансовой независимости университета, а также на проведение и поддержку ряда проектов.

Были определены 13 университетских проектов, которые особенно зависят от фонда и осуществляются по трем основным направлением:

  • поддержка передовых позиций в сфере профессиональных исследований;
  • развитие междисциплинарного сотрудничества университета;
  • сохранение уникального культурного наследия вуза. Страсбургский университет (University of Strasbourg) предлагает множество учебных программ для студентов и аспирантов, желающих учиться за рубежом, а также принимает множество иностранных студентов.

Ежегодно в вузе проходят обучение примерно 20% (8 тысяч) иностранных студентов, что делает университет Страсбурга одним из самых многонациональных высших учебных заведений мира. Таким образом, университет сделал открытость и доступность одними из своих главных целей.

Как и в большинстве европейских университетов, студенты Страсбургского университета при желании имеют возможность обучаться в любом европейском вузе (существует выбор между университетами 30 европейских стран) в рамках программы обмена студентами ERASMUS. В дополнение к этой программе, университет является постоянным членом многих университетских сетей и имеет двусторонние соглашения с большинством вузов на пяти континен-

тах. В настоящее время это 1313 соглашений об обмене студентами с 563 высшими учебными заведениями в 61 стране. За пределами Европы, Страсбургский университет (University of Strasbourg) является членом нескольких образовательных программ, основными из которых считаются: австралийская сеть AEN Network, канадская программа CREPUQ, и в США — программа MAUI Network. Страсбургский университет является членом японской программы, объединяющей 7 японских университетов: университеты Токио, Тохоку, Осаки, Нагои, Кюсю, Киото и Хоккайдо.

Сорбонна — Парижский Университет Сорбонна (Universite de Paris) — самое старое и знаменитое государственное высшее учебное заведение Франции, в котором предоставляется высшее образование на бесплатной основе.

История университета Сорбонна начинается в 1253 году, когда церковные колледжи, находившиеся на левом берегу Сены, неподалеку от Собора Парижской Богомате- ри, были объединены в Парижский университет.

Примерно 40 лет спустя по инициативе духовного настоятеля монарха Людовика IX Робера де Сорбонна при вузе был создан колледж, предназначенный для обучения богословию бедных студентов. Впоследствии колледж преобразовался в богословский факультет университета, который и стал именоваться Сорбонной.

В 1470 году в Сорбонне открылась первая парижская типография. К этой же эпохе относится и создание богатейшей библиотеки, для которой было специально построено отдельное здание. Начиная с XVII столетия именем факультета, который быстро получил признание не только богословской, но и философской европейской мысли, стали называть и весь Парижский университет.

В XVII веке кардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, однако в 1791 году, после Французской революции, она была закрыта, и лишь в 1821 Парижский университет Сорбонна (Universite de Paris) возобновил свою работу.

На отрезке ХIХ–ХХ веков здания высшего учебного заведения были расширены и перестроены, и теперь учебная инфраструктура университета обладает многочисленными аудиториям и амфитеатрами, конференц-залами, лабораториями, библиотекой, двумя музеями и т. д.

В разные годы существования вуза тут работали и преподавали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, Луи Пастер, Антуан Лавуазье, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и без исторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX столетия Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и антиклерикальной мысли.

В начале XX века Парижский университет Сорбонна (Universite de Paris) лицезрел в своих стенах наших соотечественников, ставших впоследствии знаменитыми личностями: в 1901 году здесь прослушал курс Максимилиан Волошин; в 1907 студентом Сорбонны был Николай Гумилев, а в 1909 Марина Цветаева изучала в Сорбонне французскую литературу.

В ходе знаменитой «майской революции» 1968 года именно в Парижском университете Сорбонна начались беспорядки, переросшие затем во всеобщую студенческую забастовку, которая привела к перестройке всей системы высшего образования Франции. В результате этих неоднозначных событий гигантский университет был разделен на части, которые получили статус автономных высших учебных заведений.

Прямыми наследниками Сорбонны стали Париж I — Университет Пантеон Сорбонна, Париж III — Университет Новая Сорбонна, Париж IV — Университет Париж Сорбонна и Париж V — Университет имени Рене Декарта. Все они связаны между собой единой сетью общих учреждений социального назначения (Центр профессиональной ориентации, межуниверситетский центр физкультуры и спорта и т. д.).

Сформированные отдельные вузы Сорбонны четко придерживаются специализаций, доставшихся им в наследство от факультетов большого Парижского университета, на базе которых они и были основаны.

  • Университет Пантеон Сорбонна (Париж I)

Университет Пантеон Сорбонна обязан своим названием площади Пантеона, на которой он и расположен. Здесь ежегодно проходит обучение свыше 40 тысяч студентов, среди которых и иностранцы. Данный университет предлагает обучение на факультетах права (в том числе, и коммерческого), управления и менеджмента, экономики, истории искусств и археологии, географии, философии, истории, международных и европейских отношений, политических и социальных наук, математики и информатики. В его образовательную структуру входят также четыре профильных института (демографии Парижа, социальных вопросов труда, экономического и социального развития, туризма) и сеть специализированных вузов, занимающихся профессиональной подготовкой кадров в сфере банковского дела, финансов и страхования.

  • Университет Пантеон-Ассас (Париж II) — основной правопреемник факультета права Парижского университета. Ассас является лучшим юридическим университетом Франции. 80% от общего количества студентов учится на факультетах права, 11% от общего числа учится на факультетах менеджмента и экономики. Помимо права, в университете можно изучать политологию, журналистику, менеджмент и экономику управления.
  • Университет Новая Сорбонна (Париж III)

Университет Новая Сорбонна (Париж III) территориально расположен на улице Сорбонны. Он отличается ярко выраженной гуманитарной направленностью обучения и более скромными размерами. В стенах данного высшего учебного заведения ежегодно проходят подготовку около 20 тысяч студентов по следующим образовательным направлениям: французский и латинский язык, общее и прикладное языкознание и фонетика, общее и сравнительное литературоведение, преподавание французского языка как иностранного, немецкого языка, англоязычного мира, испанистики и стран Латинской Америки, страноведение Италии и Румынии, востоковедение и арабистика, театроведение и киноведение средств массовой коммуникации. При университете на постоянной основе действует два специализированных учебных заведения: Высшая Школа Переводчиков и Институт стран Латинской Америки.

  • Университет Париж-Сорбонна (Париж IV)

Университет Париж-Сорбонна (Париж IV) территориально находится на улице Виктора Кузена. В данном вузе каждый год проходят подготовку свыше 25 тысяч студентов по духовным и интеллектуальным специальностям. Высшее учебное заведение состоит из факультетов французской литературы, французского языка, греческого языка, латинского языка, английского языка и стран Северной Америки, итальянского и румынского языков, славистики, испанистики и стран Латинской Америки, географии, истории, философии, истории искусств и археологии, музыки и музыковедения, прикладных гуманитарных наук. При университете работает Высшая школа информационных наук и коммуникаций, исследовательский институт по изучению цивилизаций современного Запада, Институт религиоведения, а также Институт физкультуры и спорта.

  • Университет имени Рене Декарта (Париж V)

Университет имени Рене Декарта (Париж V) является главным медицинским вузом Франции, в котором ежегодно обучается примерно 30 тысяч студентов. В образовательную структуру данного университета входят факультеты биомедицины, фармацевтики и биологии, зубной хирургии, детских болезней, физкультуры и спорта, математики и информатики, психологии и права, а также гуманитарных и социальных наук. Также в состав высшего учебного заведения входит Технологический институт (дочерний вуз), имеющий статус университета и владеющий отделением медицинского права.

Главное отличие всех университетов Сорбонна от других высших учебных заведений заключается в том, что учебный процесс максимально приближен к средневековым образцам: большую часть своего учебного времени студенты должны посвящать работе с текстами первоисточников либо проводить в лабораториях. Даже лекционные занятия, как правило, представляют собой чтение нескольких источников с последующим обсуждением их под четким контролем преподавателя. Кстати, привычного чередования лекций и семинаров в Парижском университете Сорбонна нет — основной акцент делается на самостоятельной работе.

В отличие от других престижных университетов, входящих в топ мировых образовательных рейтингов, учеба в Сорбонне доступна многим — в год студенты платят от 250 до 1000 евро. К тому же, иностранцы могут рассчитывать на стипендию, при условии отличных учебных показателей.

Нантский университет (Université de Nantes) — университет во Франции и крупнейший кампус Франции по численности студентов. Нантский университет был основан 4 апреля 1460 года по инициативе Франциска II Бретонского. Созданный в форме studium generale. Университет мог обучать всем дисциплинам того времени: теологии, каноническому праву, гражданскому праву, медицине и искусствам. Факультет права позднее был решением короля перемещен в Ренн (1735 г.).

В августе 1793 года Нантский университет был закрыт. Его заменили на несколько высших школ. Преподавание медицины, в частности, осталось в Нанте. Позднее в Нанте вновь начали преподавать гуманитарные науки и право. Декретом от 29 декабря 1961 года университет в Нанте был учрежден вновь. С 1962 года в кампусе на берегу реки Эрдр, на территории, недавно присоединенной к Нанту, разместились 3 новых факультета: естественных наук, гуманитарных наук и права.

С 1999 года Нантский университет сотрудничает с Российским государственным гуманитарным университетом. В 2004 году реализован проект по интерактивному общению студентов Российского государственного гуманитарного университета и Университета Нанта. Ежегодно на видеоконференции студенты РГГУ и Университета Нанта общаются друг с другом на все интересующие их темы. Кроме онлайн-конференций, на Интернет-сайте РГГУ действует форум, в котором темы, затронутые на телемостах, получают живое продолжение.

В 2001 году в Нантском университете появилась комната для сиесты. В течение дня любой студент может пойти и поспать там в тишине и покое. Комнату для сиесты было решено открыть потому, что многие студенты часто засыпают во время лекций. В комнате отдыха надо вести себя пристойно. Здесь запрещено курить, обниматься и целоваться. Студенты-дизайнеры сами оформили комнату для сиесты: на диванах лежат мягкие бархатные подушки, а все пространство освещено приглушенным розовым светом.

Французская система образования, кроме всего прочего, является строго централизованной. Министерство национального образования осуществляет управление всеми учебными заведениями страны. Франция поделена на учебные округа (академии). Во главе академии стоит ректор, который является полномочным представителем министра образования и контролирует от его имени деятельность всех школ вверенного ему учебного округа.

Основными источниками финансирования учебных заведений являются государственный и местный бюджеты, взносы предприятий и частных лиц.
Франция всегда гордилась своей системой образования с ее многовековыми традициями. На всей территории Франции действительно действует отлаженная как часы и тщательно контролируемая система образования, разработаны превосходные методики.

Детей водят на выставки и заводы, в парламенты и мэрии, в кабинеты министров и на фермы, в научные лаборатории и мастерские художников, не говоря уже о театрах, концертах. И везде их любезно принимают, внимательно выслушивают, терпеливо показывают и объясняют. Их действительно стараются поскорее и получше научить всему, что умеют сами, рано допускают в реальную жизнь и стремятся сделать ее участниками.

Родина Вольтера и Руссо считает свою систему образования одним из важнейших завоеваний нации и частью французского вклада в мировую цивилизацию.
Попробуем подвести итоги главы и сравнить нашу и французские системы образования по некоторым известным параметрам.

Система образования любой страны, несмотря на свою уникальность, состоит из схожих элементов: в ее составе выделяются сектора генерации знаний (наука и образование), применения знаний (сектор производства товаров и услуг) и регулирующий (органы государственного управления). Связь между элементами обеспечивается посредством особой среды, формируемой культурой общества, политикой государства и нормативно-правовой базой.

Современная система французского образования, сложившаяся в течение последних двух столетий, считается одной из самых передовых в мире. Основная ее особенность, как мы уже знаем, преобладание государственных учебных заведений. Еще одна особенность — замечательное качество обучения во всех учебных заведениях.

Система российского высшего образования функционирует сегодня на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, впервые закрепленных еще в 1992 г. Тогда же у нас была введена структура бакалавриата и магистратуры, и, как следствие, начато формирование отечественного рынка образовательных услуг.

Специалисты выделяют сегодня в России два основных сегмента в образовании: государственный и частный. Но есть и другая классификация:

  • «белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами;
  • «серый» — услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольные пожертвования») без должного оформления;
  • «черный» — образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий, или распространяющими свою деятельность далеко за рамки, обусловленные лицензией, а также сформировавшими систему взяток при поступлении в вуз, при сдаче сессионных экзаменов и т. п.

Специфика французской системы высшего образования — большое разнообразие учреждений общественного и частного сектора, отличающихся по целям, структуре и размерам оплаты. Сегодня выделяют следующие типы высших учебных заведений: учреждения высшего технического образования, университеты, высшие школы и спецшколы.

Учреждения высшего технического образования предлагают двухлетние технологические и профессиональные программы для подготовки технического персонала в области промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания (бизнес, бухгалтерский учет, туризм, транспорт и пр.).

Во Франции более 80 государственных университетов. Большинство многопрофильны, но некоторые ограничиваются углубленным изучением двух-трех специальностей, как, например, упомянутый выше университет Paris II (право и экономика).
Кроме того, университеты часто предлагают выпускникам программы послевузовского образования и профессиональной переподготовки.

Особенность французской системы высшего образования — Grande Ecoles. Они были созданы в XVIII веке как альтернатива университетам для обучения государственных служащих и менеджеров. Сегодня в высших школах Франции обучается более 200 тыс. студентов, и их дипломы котируются нередко выше, чем дипломы университетов. Несмотря на то, что обучение в высших школах платное (≈150 тыс. евро в год), и зачисление проводится на конкурсной основе, спрос на образовательные услуги этих заведений остается на самом высоком уровне.

Конкуренция между вузами государственного и негосударственного сектора существует, но общеизвестно, что дипломы государственных учебных заведений, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов. Специфической чертой российского рынка образовательных услуг является его резкое отличие от европейского рынка. Здесь стоит вспомнить о Болонском процессе.

По мнению экспертов Всероссийского фонда образования, Болонский процесс есть не что иное, как скрытый переход к платному образованию, потому как магистратура — весьма дорогое удовольствие. У студента будет выбор: оставаться бакалавром и не суметь реализовать себя на рынке труда, или платить большие средства за вторую ступень европейской системы образования.

А с учетом особенностей сегодняшней демографической ситуации и зависимости количества бюджетных мест от величины государственного заказа, конкуренция между вузами резко обостряется. Специфика заключается еще и в сильной зависимости от государства. Сегодня бюджет системы образования формируется по норме расходов на одного студента.

Это значит, что никакое изменение системы образования не может изменить ассигнования. Лишь изменение числа учащихся повлечет за собой изменение бюджетного финансирования. В идеале это должно привести к здоровой конкурентной борьбе между образовательными учреждениями: выигрывает в конечном итоге то, где выше качество предлагаемых услуг.

Отсюда вполне понятно: образовательные учреждения сегодня нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, чтобы преодолеть несоответствие своей системы управления новому статусу полноценного рыночного агента — возможно, здесь поможет опыт системы образования во Франции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)