Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей

В процессе деятельности у школьников с умственной отсталостью формируются различные учебные и трудовые навыки.

Навык – это упрочившийся способ выполнения действий. В основе большинства навыков лежит развернутое осознанное действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочение условно-рефлекторных связей.

Образование нервных путей и их закрепление в результате постоянных действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах.

В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков.

Во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных услов-но-рефлекторныых связей. При формировании условно-рефлекторных связей у умственно отсталых требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы.

Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыка.

Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования навыков письма у учеников коррекцион-ной школы VIII вида. При формировании навыка письма обнаруживаются следующие недостатки.

  • Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения.
  • Неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), недостаточная дифференцированность восприятия и представлений.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности.
  • Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.

В результате этого навык письма формируется на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников.

У умственно отсталых затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)