Особенности анализа выручки от пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки дальнего следования  и  пригородного сообщения убыточны практически во всем  мире.  Убыточны они и в России. В разных странах применяются неодинаковые механизмы возмещения железным дорогам убытков от перевозок пассажиров.

В России до 2011 г. они покрывались главным образом за счет прибыли от перевозок грузов (так называемое перекрестное финансирование). Это было  одной  из  причин  низкого уровня рентабельности активов железнодорожного транспорта.  В большинстве стран убытки от перевозок пассажиров возмещались железным дорогам из госбюджета.

С 2010 г. начался процесс реформирования пассажирского комплекса дальнего следования. На базе филиала ОАО «РЖД» «Федеральная пассажирская дирекция» (ФПД) создано в качестве единого перевозчика пассажиров дальнего следования ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК).

Разработан бизнес-план, согласно которому поэтапно в состав ОАО «ФПК» будут переданы пассажирские вагонные депо; эксплуатационные локомотивные депо, специализирующиеся на перевозке пассажиров (вместе с локомотивным парком и локомотивными бригадами).

В рамках ФПК предполагается создание дирекций: эксплуатации, по ремонту пассажирских вагонов, грузобагажных перевозок, организации питания пассажиров.

Федеральная пассажирская компания включена в Реестр субъектов естественных монополий.

В отношении нее применяются методы государственного регулирования:

  • ФПК заключает с государством контракт на организацию транспортного обслуживания населения с учетом определенных условий (регулярность перевозок, уровень тарифов и др.);
  • компания имеет право на компенсацию выпадающих доходов из средств Федерального бюджета. Размер субсидирования определяется исходя из экономически обоснованного уровня тарифов в регулируемом государством сегменте.

Федеральной службой по тарифам (ФСТ) утверждена методика расчета экономически обоснованного уровня тарифов.

Для анализа доходов пассажирского движения по видам сообщений привлекаются данные отчетов формы ЦО-22 «Отчет о перевозках пассажиров и доходах от этих перевозок».

В отчете формы ЦО-22 ежемесячно приводятся сведения по видам сообщений о количестве перевезенных пассажиров, дальности их перевозок, пассажирообороте, полученном доходе в разрезе тарифных составляющих (выделяются вагонная, локомотивная, вокзальная и инфраструктурная составляющие), и уровне доходной ставки (в целом по каждому виду сообщения и отдельно по внутригосударственным и межгосударственным перевозкам).

Кроме того, в каждом виде сообщения определяется количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот по бесплатным билетам.

Более детальные сведения о доходах от пассажирских перевозок представлены в управленческом отчете формы 7-Д. Здесь, согласно номенклатуре доходов и расходов, предусмотрено постатейное отражение доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании и в пригородном сообщении с выделением тарифных составляющих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)