Основы товароведческого анализа в процессе обращения медицинских и фармацевтических товаров
На всех стадиях товародвижения в процессе обращения товара необходимо оценивать его качество с различными целями. Этот процесс получил название экспертизы товара.
Экспертиза (от лат. espertus — опытный) — анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами.
Анализ (от греч. analysis — разложение) — метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы.
При формировании дисциплины «медицинское и фармацевтическое товароведениеc был введен термин товароведческий анализ.
Товароведческий анализ — метод научного исследования товаров, состоящий в мысленном расчленении их на составные элементы с целью всестороннего изучения качества товара и оценки его безопасности.
Часто в литературе вместо термина «товароведческий анализc можно встретить термин «товарная экспертизаc. Однако эти понятия не равнозначны.
В первом случае — это исследование товара при его выборе из ряда товаров или при приемке от поставщика, а во втором — это исследование ведущими специалистами в этой области (экспертами) при разрешении конфликтов между производителями, дистрибьюторами и потребителями.
Именно товароведческим анализом чаще всего приходится заниматься провизору, фармацевту при приемке товара по количеству и качеству, при выборе оптимального ассортимента товара для аптечной организации.
При этом они определяют наименование товара и его соответствие маркировке, оценивают упаковку, устанавливают уровень потребительных свойств.
Чаще всего при проведении товароведческого анализа сначала пользуются органолептическими методами, поскольку на предварительный товароведческий анализ при приемке товара по количеству и качеству отпускается немного времени.
Экспертиза проводится в том случае, когда есть сомнения в качестве товара и необходимо это обосновать для предъявления претензий к поставщику.
В зависимости от целей и профессиональной деятельности различают следующие основные виды экспертизы — товарная, технологическая, санитарно-гигиеническая, экономическая, экологическая и др.
Товарная экспертиза применяется в тех случаях, когда необходимо установить соответствие свойств товара государственным стандартам и (или) договорным условиям между поставщиком и покупателем в процессе логистики.
Товародвижение (англ. movement of goods — движение товара) — процесс продвижения товара от производителя через оптовую и/или розничную торговлю к потребителю.
Организацией этого процесса занимается новая наука — логистика.
Обращение товаров — обмен посредством купли — продажи.
Обращение лекарственных средств — разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств.
В процессе обращения обращения лекарственных средств неоднократно проводят маркетинговые исследования, товароведческий анализ и товарную экспертизу.
Технологическая экспертиза применяется в тех случаях, когда необходимо установить соответствие продукции технологическим режимам производства товара, а также соответствие стандартам по количественному и качественному составу, правильность выбора оборудования, определить влияния производственных факторов на потребительные свойства и др.
Этот вид экспертизы очень важен для провизора, при выборе изготовителя, с которым будут заключать договора на поставку продукции, поскольку от технологического оснащения, например, зависит качество медицинских инструментов, биологическая доступность лекарственного средства, качество упаковки и маркировки товаров.
Санитарно-гигиеническая экспертиза проводится для тех групп товаров, при регистрации которых предусмотрена такая проверка (пример: лекарственное растительное сырье, изделия из полимерных материалов и т. п.).
Экологическая экспертиза устанавливает воздействие приобретенного фармацевтического товара или изделия медицинской техники на человека и окружающую среду в процессе их изготовления, транспортирования, разгрузки, фасовки, хранения и потребления.
Данная экспертиза является весьма важной, поскольку потребитель, будучи включенным в систему «человек–товар–средаc, непосредственно на себе испытывает это воздействие.
Экологические показатели принято делить с точки зрения их воздействия на окружающую среду на две группы:
- прямого воздействия (вредные примеси, выбрасываемые в водную или воздушную среду в процессе изготовления, эксплуатации и утилизации медицинских и фармацевтических товаров).
- опосредованного воздействия (загрязнение аптечного и заводского оборудования, а затем и окружающей среды).
Изучая экологические показатели прямого воздействия, необходимо учитывать их вредное воздействие на организм человека, подвергающегося тем или иным методам диагностики и лечения, а также степень воздействия на тех, кто использует данный товар при оказании медицинской и фармацевтической помощи.
Например, при проведении рентгеновских и других видов обследования больных. Экологическая экспертиза помогает выбрать оптимальные варианты решений, направленных на улучшение потребительных свойств товаров.
Особенно это касается лекарственных средств, принимаемых при хронических заболеваниях.
Экономическая экспертиза проводится с целью повышения рентабельности ЛПО или оптового или розничного аптечного звена и направлена на установление: причинно-следственных связей, приведших к ухудшению хозяйственного механизма ЛПО, аптечного склада (базы) или аптеки; возможной фальсификации медицинских и фармацевтических товаров; правильности определения себестоимости товара; целесообразности использования тех или иных технологических нормативов, закладываемых в ТУ, ФСП и т. п.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу