Основные требования метода проектов

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической ситуации в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов и стран; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду; проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и пр.).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами о состоянии и тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и пр.).

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Определение конечных целей проектов.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов, корректировка, формулирование и обсуждение выводов.

Использование исследовательских методов особенно важно, так как они относятся к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной
деятельности учащихся.

Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться с учетом выбора рассказа, фильма, драматизации, серии картин и т.д.

На основе представленных материалов учащиеся формулируют проблему. А учитель, помогая им вычленить гипотезы, задает вопросы: «Как вы считаете, желание родителей иметь непременно сына (или дочь) может повлиять на количество детей в семье? Влияет ли количество детей в семье на бюджет семьи, здоровье родителей, детей? Влияют ли на состав семьи национальные, религиозные обычаи? Влияют ли на состав семьи сложившиеся традиции данной местности, политика администрации региона, государства?».

Интересно
Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы общими усилиями всего класса, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интересы ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими гипотез.

Прежде всего каждая группа должна решить, какими методами она собирается исследовать данный вопрос. Свои подходы к выполнению задания группа защищает перед всем классом, и если весь класс вместе с учителем решают, что избранные методы достаточно надежны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, их подход утверждается. Только после того как подходы всех групп, участвующих в данном проекте, оказываются утвержденными в ходе общей дискуссии, участники проекта могут приступать к работе.

В итоге все группы договариваются со своими партнерами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический выход – это решение может иметь для данной школы, для каждого участника (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).

Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Выше мы показали этапы работы над любым проектом. Разумеется, формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта, но использование исследовательских методов, которые мы в кратком изложении показали здесь, приемлемо для многих проектов, предусматривающих ту или иную форму исследования.

Важно каждый раз искать наиболее подходящие формы работы и осознавать, что новые психолого-педагогические и информационные технологии не вписываются однозначно в традиционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути и формы интеграции их в учебно-воспитательный процесс.

При разработке проекта очень важно четко знать и представлять его цели и задачи, которые каждый учитель определяет для себя сам. Иными словами, прежде чем приступить к разработке проекта, учитель должен ответить на вопросы: а зачем мне и моим учащимся все это нужно?

Какие профессиональные проблемы я смогу решить, применяя эту технологию? Какие знания, умения и навыки приобретут мои
ученики? И нельзя ли достичь того же результата, не используя столь сложные технологии?

При оценке заданий проектного характера оцениваются следующие позиции:

  • Видение актуальности проблемы.
  • Глубина анализа экологических проблем.
  • Владение методиками мониторинговых исследований.
  • Привлечение знаний из соответствующих дисциплин.
  • Практическая значимость проведенных исследований в прогнозировании развития экологической ситуации.
  • Личный вклад в решение экологической ситуации.
  • Поощрительные баллы присуждаются за инновационность решения, находчивость и оригинальность мышления.

Проектная исследовательская деятельность учащихся часто выходит за рамки урока. Выполнение таких проектов требует интеграции знаний и умений, приобретенных в различных учебных курсах. Ниже приводится тематика некоторых из таких проектов:

  • Экологические аспекты обеспечения продовольственной безопасности.
  • Флористический состав и состояние растений на территории города.
  • Исследование социального сообщества образовательного пространства.
  • Межкультурная коммуникация в полиэтнической среде.
  • Национально-этнические аспекты адаптивности личности в инокультурной среде.
  • Изучение источников шума в населенном районе и его влияние на человека.
  • Влияние свалки бытовых отходов на почву.

Метод проектов, являясь методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта обучаемого по взаимодействию с окружающим миром. Он является педагогической технологией, идущей от потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, стимулирующей активность и самостоятельность школьников и студентов.

Это один из немногих методов, выводящих психолого-педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, социальную и природную среду. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ученика, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром и стимулирует потребность ученика в саморазвитии, самореализации и самовыражении, в творческой и общественно значимой деятельности.

Этот метод позволяет сочетать интересы педагогов и обучающихся через их сотрудничество, сочетать коллективные и индивидуальные действия в педагогическом процессе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)