Основные тенденции развития теории и практики перевоспитания осужденных в 20-50-е гг. XX веке

После прихода к власти в октябре 1917 г. большевиков снова началась перестройка тюремной системы. Как известно, отличительной особенностью первых послереволюционных лет было бурное законотворчество в области уголовного и уголовно-исполнительного права.

Основные положения уголовной и исправительно-трудовой политики того периода России были определены Программой РКП (б), принятой на VIII съезде компартии в марте 1919 г., в развитие которой в последующем был принят целый ряд дополнительных постановлений и декретов Совета Народных Комиссаров (СНК).

В этих правовых документах подробно регламентировался процесс исполнения наказания и основные направления воспитательного воздействия на осужденных. В этот же период декретом ВЦИК от 17 мая 1919 г. создаются лагеря принудительных работ, перед которыми были поставлены задачи не только изоляции и кары различных враждебных сил, но и «перековки» представителей эксплуататорских классов.

Вместе с тем отмечалась необходимость определить политическую линию по отношению к другим категориям преступников как из среды рабочих и крестьян, так и буржуазной интеллигенции. Принцип дифференцированного подхода при индивидуализации ответственности был сформулирован в ряде работ В. И. Ленина.

Особый интерес представляет Декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», который имел принципиальное значение для закрепления прогрессивной системы отбывания наказания путем перевода заключенных от более строгих форм изоляции к менее строгим с последующим досрочным освобождением от наказания, что стимулировало процесс исправления личности.

Признание исправления и перевоспитания осужденных основной целью наказания в стадии его исполнения имело важное теоретическое и практическое значение. Оно означало, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях по своему содержанию и характеру воздействия должны отвечать в первую очередь педагогическим требованиям и способствовать нравственной перестройке сознания осужденного.

Интересно
Первый в истории страны Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР был принят 16 октября 1924 г. Второй сессией ВЦИК XI созыва. В кодексе была заложена прогрессивная система. Назвав основными средствами приобщения осужденного к правилам социалистического общежития режим, труд и культурно-воспитательную работу, кодекс определил их задачи.

Так, в ст. 51 ИТК РСФСР цель занятия осужденных работами рассматривалась под углом зрения «воспитательно-исправительного значения» этих работ и приучения к труду и профессии, позволяющей жить на свободе трудовой жизнью.

Задача культурно-просветительной работы заключалась в том, чтобы поднять интеллектуальный уровень осужденного на основе повышения его общеобразовательных и необходимых профессиональных знаний. Кодекс закрепил как самостоятельную форму участия общественности в исправлении осужденных, деятельность наблюдательных комиссий.

В 1920 г. В. Н. Сорока-Росинский создает школу социально-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского. Жизнь в школе строилась на основе самоуправления. После ужина в столовой, при всех воспитанниках, принимались рапорты от воспитателей, старост, дежурных о сделанном за день, происшествиях и успехах. Докладывал и заведующий. Задавались вопросы, велось обсуждение.

Наиболее полно и всесторонне теоретические и практические проблемы исправления правонарушителей были освещены в работах А. С. Макаренко, которого справедливо считают основоположником советской исправительной педагогики. Образцом творческого подхода к методологии является учение А. С. Макаренко о роли среды в формировании личности осужденных, которой может быть только коллектив воспитанников.

Изменение в конце 20-х гг. характера уголовной и исправительно-трудовой политики, начавшиеся необоснованные репрессии в обществе, развертывание системы исправительно-трудовых лагерей оказали отрицательное влияние как на практическую деятельность исправительных учреждений, так и на научные исследования в этой области.

Сложившаяся ранее исправительно-трудовая политика в те годы подверглась переоценке в русле общегосударственной политики. Кодекс 1933 г. был глубоко политизирован и не содержал «прогрессивной» системы.

Были ликвидированы переходные дома и изоляторы специального назначения для наиболее опасных преступников, разрушалась ранее принятая дифференциация контингента, отменялась прогрессивная система отбывания наказания, освобожденным перестали оказывать помощь в решении социальных вопросов трудового и бытового устройства, игнорировалась индивидуальная воспитательная работа, принцип содержания заключенных по месту жительства и др.

Интересно
Общая репрессивная деятельность правоохранительных органов, выполняющих соответствующую политическую установку, привела к значительному росту числа лиц, осужденных к лишению свободы.

Создание исправительно-трудовых лагерей не опиралось на теоретическое обоснование возможностей этой системы и нанесло значительный ущерб выполнению исправительными учреждениями основных задач по исправлению осужденных и предотвращению рецидивной преступности, а также формированию таких отраслей науки, как пенитенциарная педагогика и психология.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)