Основные понятия и терминология рекрутмента

Рекрутмент (Recruitment) – профессиональная деятельность по поиску и подбору персонала. Эволюция рынка труда приводит к существенным переменам: если еще совсем недавно основной проблемой был поиск работы, то в настоящее время проблемой является поиск компетентных работников, дефицит которых наблюдается на рынке труда.

Чтобы их найти и привлечь, необходимо:

  • во-первых, платить рекрутерам;
  • во-вторых, «обольщать» кандидатов.

В результате рекрутинговой деятельности выигрывают все: люди находят интересную и привлекательную для них работу, а организации – эффективных сотрудников. Обобщая можно сказать что, «рекрутинг» – это деятельность по созданию условий качественного заполнения вакансий у компании-заказчика компетентными сотрудниками, соответствующими по своим квалификационным и личностным характеристикам требованиям вакантной позиции.

В интересах организации-заказчика рекрутер проводит комплекс организационных мероприятий, включающий формирование и представление заказчику списка кандидатов, подобранных, в соответствии требованиями вакансии, для последующего их приема на работу заказчиком.

Три века тому назад в ходу было немецкое слово «rekrut», что означает «служба по найму». В средневековье не одно сражение не проходило без участия наемников воевавших за деньги. Термин «рекрутинг» в те времена означал вербовку на военную службу. Современное понимание термин «рекрутинг» получил на Западе – в процессе развития рынков труда США и Канады в конце 40-начало 50-х годов XX века. Поэтому профессиональная терминология, используемая сегодня, имеет английское звучание.

В результате великой депрессии в США впервые появились специализированные кадровые агентства. В процессе подъема промышленности после второй мировой войны резко возрос спрос на профессиональных работников, что способствовало возникновению крупных кадровых агентств. Расширяя сервис своих услуг крупнейшие консалтинговые компании и компании большой шестерки, в целях обеспечения «правильности» выполнения их рекомендаций начали переманивать высококвалифицированные кадры в компании своих клиентов.

Первопроходцем среди компаний, занимающихся Executive search (поиском и подбором топ-менеджеров) стало, открытое в 1946 г. в New-York американское агентство Boyden. В 1948 г. зародилась крупнейшая в мире рекрутинговая компания Manpower, работающая по сей день в 59 станах, обслуживающая более 400 тыс. клиентов в 3600 офисах по всему миру. Manpower входит в «Fortune»s List» – 100 лучших корпораций США.

Бизнес в сфере рекрутинга интенсивнее всего развивается в странах, имеющих максимально либерализованный рынок труда. Такие страны как США, Англия, Канада, Австрия, Швейцария являются лидерами развития технологий рекрутинга, а национальные рынки рекрутмента этих стран насчитывают десятки тысяч участников.

Во многих странах Западной Европы, таких как Франция и Германия, государство, проявляя заботу о социальной защищенности граждан, законодательно ограничивает деятельность частных рекрутинговых агентств, вследствие чего рынок рекрутмента развит значительно слабее. Западноевропейские компании предпочитают оказывать услуги по поиску и отбору персонала за пределами своей страны, нежели внутри нее.

Интересно
Мировую элиту компаний кадровой индустрии представляют Heidrick & Struggles, основаная в 1953 г. в Чикаго, Korn/Ferry, основана в 1969 г., Egon Zehnder, Ward Howell (1951 г.), Amrop, Manpower, Morgan Hunt (1986 г.), MRI (1965 г.) Лидер мировой кадровой индустрии компания Adecco, с годовым оборотом 12,29 млрд. долл. США. Сегодня Adecco, созданная путем слияния двух кадровых агентств «Adia» и «Acco», имеет более 5500 офисов в 60 странах мира.

В России кадровая индустрия стала зарождаться только в середине 90-х гг. Появление первых в России рекрутинговых компаний имело некоторые специфические черты, поскольку в начале становления рыночных отношений Россия оказалась в ситуации скоростного освоения различных видов бизнеса, минуя стадии их естественного развития. По этим причинам рекрутинговые агентства в России появлялись сразу, минуя стадию консалтинга. За свою короткую историю российский рекрутмент зарекомендовал себя как актуальная и востребованная рынком деятельность, позволяющая бизнесу одерживать победы в острой конкурентной борьбе за квалифицированные кадры.

Итак, что такое рекрутинг? Recruiting (англ.) – произносится с ударением на последний слог – дословно означает «вербовка». Рекрутинг – это весь процесс поиска и подбора персонала. Однако, чаще имется в виду процедура личных встреч и интервью соискателей и кандидатов, начиная с определения уровня кандидата и степени соответствия критериям отбора до момента отработки мотивационной схемы.

Суть рекрутинга заключается в поиске специалиста, личные и профессиональные данные которого соответствуют критериям поиска, указанным Заказчиком-предприятием. Традиционная схема поиска заключается в публикации объявления о найме и последующем отборе («selection procedure») респондентов – людей, откликнувшихся на это объявление. Задача рекрутера в данной ситуации – «отсеять зерна от плевел», пытаясь выудить из массы людей, считающих, что они подходят для этой работы, действительно, стоящего специалиста и предложить ему рассмотреть вакансию Заказчика. Недостатки подобной схемы очевидны.

Объем отклика – количество респондентов – прямо пропорционально целой совокупности факторов:

  • степень специфичности вакансии;
  • грамотность текста объявления;
  • его общая привлекательность;
  • период публикации;
  • объем тиража газеты;
  • ее популярность и розничная цена.

Но самый главный недостаток этой схемы в том, что по объявлению в СМИ (будь то газета, Интернет или уличный глашатай) придет человек, во-первых, увидевший его либо, на худой конец, услышавший о нем, и, во-вторых, это будет соискатель – человек, активно ищущий работу, зачастую уже безработный. И вопрос не в том, что безработный не может быть специалистом, а в том, что успешный специалист не может быт безработным.

Специалисты рекрутинговых компаний применяют метод прямого рекрутинга. По аналогии, речь идет о «прямой вербовке». Да, именно так вербовали будущих конкистадоров! Не толпами, не нескончаемым потоком претендентов, заполняющих кабинеты и коридоры кадровых агентств. Каждого своего кандидата рекрутинговое агентство находит в результате индивидуального поиска, поскольку каждый заказ уникален.

Прямой рекрутинг – это система подбора персонала, основанная на поиске специалиста, занятого в указанной сфере бизнеса (отрасли производства) и имеющего реальный успешный опыт в своей области. Поиск кандидата осуществляется непосредственно на предприятиях профильной отрасли среди работающих специалистов.

При этом игнорируется любая информация, размещенная в Интернете, печатных изданиях и на медиа-каналах, публикующих предложения о найме, объявления о поиске работы и личные резюме лиц, активно ищущих работу. Секрета в этом принципе нет никакого: соискатели читают «Работу для вас», а профессионалы – «Forbs», «News Week», «КоммерсантЪ» и т.п.

Хэдхантинг – дословно «охота за головами», в отличие от прямого рекрутинга, когда ведется поиск некоего специалиста, отвечающего определенным критериям, хэдхантинг имеет целью привлечение к сотрудничеству конкретного человека (pesonal hunting) либо специалиста, занимающего определенную должность на предприятии, указанном заказчиком (function hunting); будучи высшей формой рекрутинга, хэдхантинг основан на использовании общего и отраслевого маркетинга, психоанализа, методик построения и применения мотивационных схем.

Преимущества прямого рекрутинга:

  1. Оперативность – не надо ждать туманного результата от газетного объявления – информация о первых кандидатах поступает уже через полторы-две недели с момента поступления заказа.
  2. Эксклюзивность – на интервью придут не безработные, не «летуны», не отчаявшиеся люди, но успешные специалисты, не ищущие работу, а занятые реальным делом, и вместе с тем заинтересованные предложением работодателя; а привлечь к сотрудничеству эксклюзивного специалиста, в принципе не нуждающегося в смене места работы, рекрутер сможет только с помощью хэдхантинга.
  3. Информативность – можно узнать многое о кандидате задолго до встречи с ним: его Резюме содержит исчерпывающую информацию о специальных навыках, базовом и дополнительном образовании, профессиональном опыте, личных качествах и приоритетах, а также личные рекомендации.
  4. Профессионализм – Заказчик получает готовых специалистов, досконально знающих сферу бизнеса, при желании – непосредственно с предприятия-конкурента. В результате жесткого многоэтапного отбора представлены наиболее подходящие специалисты. К личному интервью допущены лишь те кандидаты, чьи резюме отобраны лично Заказчиком.
  5. Конфиденциальность – Заказчик не афиширует свои кадровые проблемы на страницах газет или Интернет-сайтов, при этом имея возможность выбора специалиста; без лишней огласки подбирает замену сотруднику, с которым нужно расстаться; при необходимости проводит личные интервью кандидатов в офисе агентства.

Рекрутинг по рекомендациям (англ. referral recruitment) – процесс поиска персонала, в котором вакансии закрываются по рекомендациям. Сторонники рекрутинга по рекомендациям утверждают, что при рекрутинге по рекомендациям удобно навести справки о кандидате у рекомендателя, а также рекомендованные кандидаты лучше вписываются в компанию. Обычно в качестве мотивации компании предлагают рекомендателям вознаграждение за успешное закрытие вакансии (денежные выплаты, подарки и т.д.).

Основная привлекательность рекрутинга по рекомендациям в том, что данная технология позволяет «достучаться» до пассивных кандидатов, которые не находятся в активном поиске работы, но чаще всего являются самыми ценными кадрами для компаний. Также у компаний появляется возможность более личностного поиска кандидатов, так как помимо официального, сухого резюме, они получают «живую» рекомендацию от знакомого потенциального кандидата.

В последнее время в России стала появляться практика рекрутинга по рекомендациям внутри компании. Сотрудники компании получают список вакансий компании, и в случае если кто-то из сотрудников «закрывает» позицию своим кандидатом, рекомендатель получает вознаграждение или поощрение в какой-либо другой форме (оплачиваемый отдых, ценный подарок и т. п.)

Рекрутинг по рекомендациям вне компании – независимые системы платных рекомендателей (обычно в виде Интернет-систем), которые работают как обычные рекрутинговые сайты, но с возможностью рекомендовать кандидатов на вакансии за конкретное вознаграждение.

Деятельность по поиску и отбору персонала могут осуществлять как кадровые агентства, оказывая услуги сторонним организациям, так и внутренние рекрутеры для своих компаний в которых они работают.

Интересно
Рекрутер (Recruiter) – специалист по подбору персонала. Работая в кадровом агентстве, рекрутетер взаимодействует с разными компаниями-клиентами, набирает практический опыт взаимодействия с заказчиками и соискателями, повышает свое профессиональное мастерство. Его доход зависит от количества заказов.

Внутренний рекрутер, являясь работником кадровой службы, осуществляет последовательное привлечение кандидатов в одну конкретную компанию, реализует возможность искать и отбирать разных специалистов. Он обеспечивает своевременный поиск и привлечение сотрудников, необходимых именно той компании, в которой он трудится. Внутренний рекрутер получает вознаграждение за свою работу в виде стабильной заработной платы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)