Основные подходы к определению концепции социального маркетинга

Концепция социального маркетинга занимает сегодня важные позиции в контексте развития теории и практики маркетинга. Анализ публикаций по данному вопросу показывает, что истоки данной концепции относятся к 50ым годам ХХ века, ко времени возникновения оригинальных концепций маркетинга, окрашенных ориентацией на потребителя, которые с годами вышли за пределы рыночных отношений.

Обозначения феномена, который в данной работе мы называем социальный маркетинг, демонстрируют разнообразие подходов к его пониманию. Изучая работы, посвященные данному явлению, можно данное понятие нередко называют социально-этичным (этическим), этико-социальным, общественно (социально) ориентированным, социально ответственным, стратегическим, общественным, ответственным маркетингом, макромаркетингом и др.

Социальный маркетинг предполагает использование маркетинговых технологий не только в коммерческом обмене, но и в обмене, не предполагающем получение прибыли, а также усиление роли потребителя (индивидуального и общества в целом) в коммерческом и некоммерческом обмене. Нередко сущность социального маркетинга видят в том, что он имеет дело с социальными идеями, задачами или конкретными действиями, между тем, социальные ориентиры маркетинга приобретают значительные позиции и в коммерческом маркетинге.

Проблема дефиниции социального маркетинга связана с определением природы маркетинга вообще, его встроенности в социальную действительность, его взаимосвязи с другими дисциплинами.

В данном случае можно видеть две основных позиции поданному вопросу: первая предполагает противопоставление социального и коммерческого маркетинга, вторая базируется на расширении сферы применения маркетинговых технологий.

Один из основоположников социального маркетинга Ф.Котлер называет данное явление маркетингом для некоммерческих организаций, а, учитывая необходимость ориентации социального маркетинга на общество и удовлетворение его интересов, говорит о необходимости дополнения традиционного маркетингового инструментария. Сегодня можно говорить о тенденции к адаптации традиционного маркетингового инструментария в соответствие с новыми взглядами социального маркетинга. Например, известная с 60-ых годов технология маркетингового анализа, названная

Дж.МакКарти «4Р», ставящая во главу угла товар, цену, место и продвижение, дополняется сегодня новыми «Р»: политикой, общественным мнением, окружающей средой, людьми и т.д., то есть теми элементами, которые отражают систему социальных связей организации. Стоит отметить, что сторонники экономического подхода оценивают это как игнорирование сущностных основ маркетинга.

Ф.Котлер, Дж.Зальтман и ряд других авторов считают, что социальный маркетинг управляет не двусторонними (поставщик – потребитель), а трехсторонними взаимоотношениями: организации (поставщика), потребителей и общества. Анализ этих взаимоотношений показывает, что желания потребителя не всегда совпадают с их долгосрочными интересами, а также с интересами общества в целом.

По мнению Ф.Котлера, которое разделяет широкий круг маркетологов, потребители отдают свои предпочтения организациям, демонстрирующим истинную заботу об удовлетворении их желаний и их благополучии, а также благополучии общества в целом. В этих условиях основная задача организации состоит в адаптации к целевым рынкам, обеспечивая не только удовлетворение желаний, но и индивидуальное и коллективное благополучие для привлечения и удержания покупателей.

Интересно
Именно у Ф.Котлера формируется представление о социальном маркетинге как маркетинге идей, которое получило дальнейшее развитие в работах других авторов. Например, В.Э.Гордин, обращая внимание на проникновение рыночных отношений во все сферы жизни общества, рассматривает возможность использования социальных идей в качестве платежеспособного средства.

Ряд авторов, в частности И.Г.Гульченко, не разделяют понятий маркетинг и социальный маркетинг, рассматривая маркетинг как социальную деятельность, обслуживающую процессы обмена в обществе.

По мнению В.М.Мелиховского, социальный маркетинг имеет много общего с экономической социологией, изучая влияние экономических факторов на различные формы социального поведения людей. Отличие социального маркетинга В.М.Мелиховский видит в предоставлении им приоритетов человека над потребностями производства.

Интересный подход к определению и оценки потенциала социального маркетинга демонстрирует Б.М.Голодец. Социальный маркетинг определяется им как изучение и формирование потребностей потребителей и удовлетворение их более эффективными методами, чем конкуренты, при условии повышения благосостояния всех членов общества.

В рамках данной теории концептуальные основы социального маркетинга заключаются в согласовании и увязке интересов организации, потребителя и всего общества. По мнению Б.М.Голодца, современная концепция социального маркетинга нацелена на получение прибыли при условии повышения благосостояния всех членов общества.

Анализируя особенности социального маркетинга, выделяют такие его специфические особенности как глобализм, стратегическое исследование рынка (то есть исследование перспектив развития, в том числе и комплексный анализ социально-экономического развития), активное использование паблик рилейшнз.

А.В.Решетников считает, что центральным понятием социального маркетинга выступает «социальная цель».

В то же время существуют теории, согласно которым «социологизм» современного маркетинга предполагает опору на разнообразный и тонкий социологический инструментарий, а сам маркетинговый анализ опирается на понимание потребителя как члена некоего социума, влияние которого отражается в процессе принятия решения о покупке, в коммуникативных особенностях потребителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)