Основные направления отраслевого и территориального развития в Северо­-западном федеральном округе

Развитие рыночных отношений в С З Ф О сопровождается целе­ направленными структурными сдвигами в экономике.

В северных регионах округа стратегия развития связывается с на­ ращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресур­сов и будет дополняться повышением комплексности и глубины пере­ работки полезных ископаемых.

Здесь должно существенно вырасти значение морского транспортного комплекса — базового для кругло­ навигации в западном секторе Арктики, а также для осуще­ ствления морских перевозок по трассе Северного морского пути, вклю­ чая транзитные между странами ЕС и Азиатско­Тихоокеанским регионом.

В настоящее время на территории Европейского Севера происхо­ дят серьезные структурные изменения. Крупнейшие инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплек­ са на север в сторону основных запасов углеводородов, расположен­ ных на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского и Баренцева морей.

Разработка гигантского даже по мировым меркам Штокманов­ ского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, разведан­ ные запасы которого приближаются к 4 трлн будет осуществляться уже в ближайшие годы российской компанией (51% акций) при равном участии французской компании «Тоталь» и норвежской «Статойлгидро».

Природный газ с этого месторождения может быть направлен в сторону Западной Европы как через газопроводную сеть Норвегии, так и через подключение к газопроводу «Северный поток», прокладываемому по дну Балтийского моря. Газ этого месторождения может также подвергаться сжижению, что откроет для него емкий се­ вероамериканский газовый рынок.

На очереди стоит разработка крупнейшего на шельфе Приразлом­ ного нефтяного месторождения, для обслуживания которого потре­ буется дальнейшее развитие ледокольного флота и сооружение уни­ кальных буровых платформ, обеспечивающих защиту от морских льдов.

Вероятный изготовитель — предприятие морского судострое­ ния в г. Северодвинске.

На северо-востоке округа продолжает формироваться Тимано­ Печорский нефтегазовый комплекс на сопредельных территориях Рес­публики Коми и Ненецкого автономного округа, где увеличивается добыча нефти и газа и стабилизируется добыча углей Печорского бассейна.

Новый импульс развития данный комплекс получит в связи с готовящейся реализацией проекта федерального значения «Урал про­ мышленный — Урал полярный», поскольку он позволит транспорти­ ровать топливо (углеводородное и коксующиеся угли) с Европейско­го Севера для нужд базовых промышленных комплексов на Урале — металлургического и топливно­энергетического — по кратчайшему расстоянию, осуществляя также обратный завоз труб, оборудования и различной техники.

Другой строящийся транспортный коридор — железнодорожная магистраль «Белкомур» — претендует на включение в состав между­ народных транспортных коридоров, так как она устанавливает прямую связь с побережьем Белого моря не только для Урала, но и для стран Центральной Азии.

Сегодня этому проекту отводится одна из ключе­ вых позиций в комплексной программе промышленного развития Ар­ хангельской области, Республики Коми и Пермского края. Ввод маги­ страли в эксплуатацию обеспечит сокращение пробега грузов — до 420 км и снижение стоимости межрегиональных перевозок на 65%.

Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, намеченная на съезде работников отрасли в октябре 2007 г., предусматривает строительство новых грузообразующих железнодо­ рожных линий — ответвлений Печорской магистрали: Сосногорск порт Индига (свыше 600 км) и Воркута — порт Усть­Кара (свыше 200 км), функцией которых в перспективе будет являться вывод гру­ зовых потоков на морское побережье.

Через указанные порты может быть налажен дополнительный эффективный вывоз (в том числе экс­ порт) лесных грузов, руд и концентратов черных и цветных металлических изделий и другой продукции, производимой на пред­ приятиях сопредельных федеральных округов — Приволжского и Уральского.

В обратную сторону на их территории будут завозиться необходимое оборудование и разнообразные социально значимые то­ вары, в том числе импортируемые из других стран. В плане международной экономической интеграции следует вы­ делить формирование на севере Европы транснационального Барен­цева региона, объединяющего в едином экономическом пространстве регионы Европейского Севера России с северными территориями Финляндии и Норвегии.

Главные задачи, решаемые международным советом по вопросам Баренцева региона, заключаются в рациональ­ ном использовании ресурсов — лесопользовании, координируемом рыболовстве и рыбоводстве, а также поддержании принципов устой­  эколого­экономического развития северных регионов.

Важнейшая геополитическая задача, затрагивающая интересы России и других стран, расположенных в бассейне Северного Ледови­ того океана, связана с незавершенным разделом участков океаниче­ ского дна, находящихся за пределами шельфовой зоны, но геологиче­ски связанных с материком.

Российская Федерация, которая может претендовать на такие участки согласно действующей международной Морской конвенции, в настоящее время осуществляет комплексные научные исследования океанического ложа с целью закрепить владение перспективные по полезным ископаемым площади, находящиеся под морскими арктическими акваториями.

Западная Баренцевоморская и частично Карская части бассейна Северного Ледовитого океана вместе с акваториями, приближенными Северному полюсу за периферией Земли Франца­Иосифа, сейчас я в будущем особенно важны для России в силу своей уже установ­ ленной и потенциальной морского дна, а также пространства для интенсивного развития трансокеанических коммуникаций по Северному морскому пути при сохранении нацио­ нального контроля за ним.

Здесь на обширных морских акваториях, прилегающих к прибреж­ ным регионам федерального округа, сложились наи­более благоприятные в Арктике условия для судоходства и подводной добычи полезных ископаемых: наличие незамерзающих портов (Мур­ манского и др.) и меньшее распространение льдов даже в зимнее время, что для инвестиций.

Национальный контроль за этой частью Арктики также важен для отечественного мониторинга как глобальных, так и региональных климатических и экологических изменений, которые далеко на север тече­ нием Гольфстрим и в возрастающей степени антропогенной хозяй­ ственной деятельностью.

В прибалтийских регионах округа стратегия развития связана в очередь с улучшением транспортных коммуникаций с дру­ регионами России и зарубежными странами, что должно позво­лить осуществлять более эффективный товарообмен, в частности мас­ штабный экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, а в ближайшей также и природного газа через территорию Ленинград­ ской области.

Проект по прямому выводу потоков нефти к термина­ лам на побережье Финского залива позволяет экспортировать для европейских потребителей свыше 60 млн т сырой нефти в год, а в пер­ спективе и 75 млн т. Особая важность Балтийской нефтепроводной системы заключается в снятии зависимости российских экспортеров от стран Балтии, ранее осуществлявших обслуживание экспорта оте­ нефти через свои порты.

Транспортировки нефти через Финский залив со­ стоит в низкой пропускной способности его фарватера и в потенци­ альной угрозе экологии как самого залива, так и мелководного прак­ тически замкнутого Балтийского моря.

Поэтому следует обратить внимание на долгосрочные стратегические планы российских нефтя­ных компаний, связанные с планированием магистрального нефтепро­ от западносибирского Сургута до глубоководного Кольского по­бережья в районе г. Мурманска.

Такой нефтепровод позволил бы от­ крыть новое направление экспорта нефти в страны Европы и США, по предварительным расчетам, в объеме до 80 млн т в год, с использова­ нием крупнотоннажных танкеров, заход которых на Балтику техни­ чески невозможен.

Международный газотранспортный проект по сооружению газо­ провода «Северный поток» стартовал с территории Ленинградской области, чтобы начиная с 2010 г. подавать по дну Балтийского моря в Германию и другие страны Западной Европы первоначально до 30 млрд природного газа в год, с возможностью удвоения поставок.

Начало реализации подводной части проекта задерживается из­ за его коррекции, вызванной отказом Эстонии от прохождения трубы через ее территориальные воды, а также в связи с продолжающимся изучением его влияния на подводные захоронения трофейного немец­ кого химического оружия, покоящегося на дне моря в районе датского острова Борнхольм.

Несмотря на трудности реализации, этот проект сулит большие экономические выгоды как всем странам­участникам, включая Россию, так и Северо­Западному федеральному округу. Эко­ номия возникает в связи с исключением дополнительных издержек, которые стали бы неизбежными в случае сухопутной прокладки ново­ го газопровода через территории транзитных стран.

Реструктуризация промышленности прибалтийских регионов ок­руга путем сдерживания материалоемких и энергоемких производств в пользу наукоемких и производства товаров народного потребления, а также продолжение частичной конверсии оборонного комплекса представляют собой приоритетные направления региональной стра­ тегии развития.

В отечественном судостроении в настоящее время укрепляется лидирующее положение Северной верфи, не ограничивающееся воен­ ным направлением. На предприятии решается важнейшая проблема создания нового специализированного флота для освоения богатого углеводородами континентального шельфа Российской Федерации.

При этом Северная верфь должна пройти коренную модернизацию, намеченную в соответствии с правительственным решением о созда­ нии специализированного государственного холдинга — Объединен­ ной судостроительной корпорации.

К г. планируется начать на Северной верфи строительство первого судна для перевозки сжиженного природного газа. Всего до 2020 г. предприятие намерено построить 20 крупнотоннажных танке­ ров­газовозов.

Нахождение Северной верфи, Балтийского завода «Айсберг» под единым управлением, по мнению специалистов, создаст уникальную возможность формирования на базе этих пред­ приятий объединенной верфи, которая по местоположению, близости научным центрам инноваций и квалифицированным кадрам, а так­ же логистике не будет иметь равных в России.

Среди заявленных и уже частично реализуемых проектов в Санкт­ Петербурге и Ленинградской области можно выделить сборочные предприятия по производству легковых автомобилей ведущих зару­ бежных компаний: «Форд Мотор Компани» — F O R D (60 тыс. автомо­ билей в год, действует с 2002 г.), «Тойота Мотор Компани» — Toyota (2007 г., 50 тыс. шт.), Дженерал Моторс — Chevrolet (2008 г., 25 тыс. шт.) и Ниссан — NISSAN (2009 г., 50 тыс. шт.).

В условиях намечаемо­го роста удельного веса отечественных комплектующих для этих заво­ дов в регионах округа следует ожидать общего качественного подъема уровня машиностроения, а также других комплексно связанных про­ изводств.

Развитие как прибалтийских, так и северных регионов Северо­ Западного федерального округа должно сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса.

Здесь имеются уникальные возможности развития отечественного и международного туризма на базе выдающихся культурно­историче­ ских памятников г. Санкт­Петербурга, Ленинградской области (двор­ цовые ансамбли, остров Валаам), Карелии (музей деревянного зод­ чества на острове Кижи), Архангельской области (Соловецкий монастырь) и многих других.

В Калининградской области к выигрышным экономическим факто­ рам относятся: наличие портового хозяйства, плотная наземная транс­ портная инфраструктура, выходящая на страны Балтии и Польшу, раз­ витая производственная база в промышленности и аграрном секторе, а также развивающаяся сфера услуг и рекреации, что позволяет со­ здать Особую экономическую зону.

В настоящее время здесь решаются актуальные экономические проблемы, связанные с независимостью энергообеспечения, создани­ ем эффективных транспортных коммуникаций с основной территорией округа (через паромное сообщение) и другими частями страны, тех­ ническим перевооружением ведущих производственных комплексов, а также улучшением экологии.

Область входит в число регионов, наиболее перспективных для иностранных инвестиций, хотя реально пришедших инвестиций здесь явно недостаточно — 75 млн дол. США в 2005 г., т.е. 0,1% в РФ. Пер­спективными направлениями отечественного и иностранного инве­стирования являются торговля, транспортная инфраструктура, экспор­ тоориентированные производства в рыбной отрасли и высокотехно­ логичном машиностроении, топливно­энергетический комплекс (энер­ гетика, добыча углеводородов на шельфе Балтийского моря), реконструкция лесного комплекса и янтарной промышленности.

К реализации намечены следующие инвестиционные проекты: техническое перевооружение портового хозяйства и судоремонтных предприятий, развитие базы океанического рыболовного флота в г. Пионерский и янтарной фабрики в г. Светлогорске. проекты связаны также с организацией фермерских хозяйств в агро­ комплексе, развитием рекреации и гостиничного бизнеса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)