Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Комментарий
В ранее действовавшем законодательстве (ст. 44 ИТК) в качестве форм воспитательного воздействия на осужденных выступали: трудовые соревнования; разъяснение законодательства; агитационная и пропагандистская работа; культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа; индивидуальная работа.
Наиболее значимым является нравственное воспитание осужденных, оно имеет свои давние исторические корни и традиции. Нравственное воспитание осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции.
Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний.
Трудовое воспитание – одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.
Проблема применения тех или иных методов воздействия на осужденных на практике и в науке всегда была достаточно дискуссионной.
В 70-х гг. XX в. шел острый спор по вопросу приоритета коллективных и индивидуальных методов воздействия: одни признавали приоритет лишь коллективных методов воздействия, другие – индивидуальных. Истина оказалась, как всегда, посередине: важны оба метода, и в зависимости от педагогической ситуации на первое место может выходить тот или иной метод. В этом отношении был интересен проводившийся эксперимент по отработке в ИУ строго регламентированного внутреннего распорядка, сочетавшего в себе оба вышеуказанных метода.
Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др.
В содержание индивидуальной работы входит:
- изучение характера взаимоотношений в среде осужденных;
- выявление неформальных лидеров;
- применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям;
- составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных;
- организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков;
- подготовка осужденных к освобождению и т.д.
Законодатель ведет речь о групповых и массовых формах воспитательной работы с осужденными, не указывая на их содержание. По всей вероятности, эти отличия весьма условны, ибо одна и та же форма может быть названа и групповой, и массовой формой работы, независимо от численности охваченных ею осужденных. Теория и практика за многие годы функционирования ИУ выработали, апробировали и закрепили следующие формы групповой и массовой воспитательной работы: собрания осужденных; лекции, доклады, беседы; диспуты, тематические и литературные вечера; вечера вопросов и ответов по различной тематике; викторины, киновикторины, радиолектории; многотиражные и стенные газеты и др.
В области организации воспитательной работы непосредственно заняты около 8 тыс. начальников отрядов, немногим более 700 заместителей начальников ИК по воспитательной работе и свыше 500 старших инструкторов. Учебные заведения ФСИН наряду с традиционными специалистами готовят еще и социальных работников. Кроме того, в штате каждого ИУ имеется психолог или психологическая служба.
В учреждениях УИС организована работа 1272 библиотек, книжный фонд которых насчитывает более 3 млн. экземпляров различного рода изданий. Для осужденных издается 48 многотиражных газет общим тиражом более 112 тыс. экземпляров. Почти 65% отрядов ИК и ВК располагают комнатами отдыха и проведения воспитательной работы с осужденными.
Организация воспитательной работы в отряде осужденных ИУ детально регламентирована Положением об отряде осужденных ИУ, утвержденным Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259.
- Ответственность условно осужденных. Комментарий
- Исчисление испытательного срока. Комментарий
- Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных. Комментарий
- Органы по контролю за поведением условно осужденных. Комментарий
- Порядок исполнения смертной казни. Комментарий
- Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни. Комментарий
- Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания. Комментарий
- Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи. Комментарий
- Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. Комментарий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу