Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Комментарий

В ранее действовавшем законодательстве (ст. 44 ИТК) в качестве форм воспитательного воздействия на осужденных выступали: трудовые соревнования; разъяснение законодательства; агитационная и пропагандистская работа; культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа; индивидуальная работа.

В комментируемой статье речь идет по существу о направлениях воспитательной работы: нравственном, правовом, трудовом и физическом воспитании. Каждое из этих направлений имеет свое специфическое содержание.

Наиболее значимым является нравственное воспитание осужденных, оно имеет свои давние исторические корни и традиции. Нравственное воспитание осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции.

Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. В обществе наряду с правовыми нормами действуют и нравственные, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных представлениях и т.д.

Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний.

Интересно
Правовое воспитание призвано формировать правопослушную личность на основе усвоения требований закона и норм человеческого общежития. Оно предполагает формирование у осужденных правосознания – необходимости неукоснительно следовать требованиям и предписаниям правовых норм. В этом деле широко и повсеместно используются такие формы, как лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, проведение открытых судебных заседаний по рассмотрению различного рода дел непосредственно в ИУ, приемы осужденных по личным вопросам и т.п.

Трудовое воспитание – одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.

Физическое воспитание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. Основными его формами являются ежедневная физическая зарядка, различные спортивные кружки и соревнования. Для его осуществления в ИУ развернута разнообразная сеть спортивных сооружений.

Проблема применения тех или иных методов воздействия на осужденных на практике и в науке всегда была достаточно дискуссионной.

В 70-х гг. XX в. шел острый спор по вопросу приоритета коллективных и индивидуальных методов воздействия: одни признавали приоритет лишь коллективных методов воздействия, другие – индивидуальных. Истина оказалась, как всегда, посередине: важны оба метода, и в зависимости от педагогической ситуации на первое место может выходить тот или иной метод. В этом отношении был интересен проводившийся эксперимент по отработке в ИУ строго регламентированного внутреннего распорядка, сочетавшего в себе оба вышеуказанных метода.

Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др.

В содержание индивидуальной работы входит:

  • изучение характера взаимоотношений в среде осужденных;
  • выявление неформальных лидеров;
  • применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям;
  • составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных;
  • организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков;
  • подготовка осужденных к освобождению и т.д.

Законодатель ведет речь о групповых и массовых формах воспитательной работы с осужденными, не указывая на их содержание. По всей вероятности, эти отличия весьма условны, ибо одна и та же форма может быть названа и групповой, и массовой формой работы, независимо от численности охваченных ею осужденных. Теория и практика за многие годы функционирования ИУ выработали, апробировали и закрепили следующие формы групповой и массовой воспитательной работы: собрания осужденных; лекции, доклады, беседы; диспуты, тематические и литературные вечера; вечера вопросов и ответов по различной тематике; викторины, киновикторины, радиолектории; многотиражные и стенные газеты и др.

Необходимым условием проведения и повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является кадровое и методическое ее обеспечение, наличие материально-технической базы, способной хотя бы в минимальной мере создать условия занятости осужденных полезными делами в свободное от работы и иных занятий время, удовлетворить их запросы в интеллектуальной сфере.

В области организации воспитательной работы непосредственно заняты около 8 тыс. начальников отрядов, немногим более 700 заместителей начальников ИК по воспитательной работе и свыше 500 старших инструкторов. Учебные заведения ФСИН наряду с традиционными специалистами готовят еще и социальных работников. Кроме того, в штате каждого ИУ имеется психолог или психологическая служба.

Состояние материальной базы воспитательной работы в современных условиях характеризуют следующие показатели: почти во всех учреждениях УИС функционируют клубы для осужденных, многие из которых по уровню организации и технической оснащенности не только не отличаются, но иногда даже превосходят работу территориальных гражданских клубов.

В учреждениях УИС организована работа 1272 библиотек, книжный фонд которых насчитывает более 3 млн. экземпляров различного рода изданий. Для осужденных издается 48 многотиражных газет общим тиражом более 112 тыс. экземпляров. Почти 65% отрядов ИК и ВК располагают комнатами отдыха и проведения воспитательной работы с осужденными.

Организация воспитательной работы в отряде осужденных ИУ детально регламентирована Положением об отряде осужденных ИУ, утвержденным Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)