Органы внутренних дел в период 1953-1985

26 июня 1953 г. Л.П. Берия был арестован, а в декабре расстрелян. Это сразу повлекло за собой серьезные изменения в системе органов внутренних дел. 1 сентября 1953 г.

Президиум Верховного Совета СССР принял указ об упразднении органа внесудебной репрессии — Особого Совещания при министре внутренних дел СССР. Вслед за этим началась работа по коренной перестройке системы органов внутренних дел.

По предложению МВД СССР в короткие сроки намечалось упростить структуру центрального аппарата и сократить на 20% его штатную численность. Уже в октябре 1953 г. Главлит был передан из МВД в ведение Совета Министров СССР.

ГУЛАГ вновь был возвращен из Министерства юстиции в МВД, а на основе переданного из Министерства лесной и бумажной промышленности «Главспецлеса» в МВД СССР было создано Главное управление лагерей лесной промышленности.

В марте 1954 г. из Министерства среднего машиностроения в МВД переданы Главспецстрой и Главпромстрой (последний был вновь возвращен в Министерство через год, а Главспецстрой в мае 1956 г.).

В январе 1954 г. во исполнение постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата» были осуществлены мероприятия, непосредственно касавшиеся системы органов внутренних дел. При Совете Министров Союза ССР был образован Комитет государственной безопасности.

Таким образом, органы госбезопасности выводились из системы МВД. В рамках объявленного курса на ослабление централизма и расширение прав республик в апреле 1955 г. было организовано Министерство внутренних дел РСФСР.

Министром внутренних дел РСФСР был назначен Н.П. Стаханов. Кадровый военный, с 1942 по 1952 г. возглавлявший пограничные войска СССР, затем назначенный заместителем министра государственной безопасности, а в марте 1953 г. — начальником Главного управления милиции МВД СССР, Стаханов хорошо разбирался в проблемах, стоявших перед органами внутренних дел.

Однако наряду с позитивными начинаниями он с чрезмерным старанием проводил в жизнь установки о сокращении штатной численности органов внутренних дел, поддерживал расширение практики передачи на рассмотрение общественности материалов на правонарушителей; не пресекал порочную и преступную фальсификацию статистики местными органами внутренних дел, которые за счет манипуляций цифрами «выполняли» требования о резком сокращении, а в ближайшей перспективе — искоренении преступности в стране.

В результате оперативная обстановка ухудшилась, и Бюро ЦК КПСС по РСФСР в августе 1960 г. признало работу МВД  РСФСР   по  основным направлениям неудовлетворительной, а через 11 месяцев было принято решение об освобождении Стаханова от занимаемой должности.

В октябре 1956 г. были предприняты шаги к устранению чрезмерной централизации управления органами внутренних дел, был восстановлен принцип двойного подчинения.

Управления Министерства внутренних дел и управления милиции в краях и областях были реорганизованы в управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся.

Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках преобразовывались в отделы милиции исполкомов соответствующих Советов.

С середины 50‐х годов начали проводиться меры по сокращению штатов органов внутренних дел. В 1956 г. в центральном аппарате было сокращено 1 300 штатных единиц, а на местах — 12 400 сотрудников, что дало экономию 796 млн руб. в год.

На основании постановления Совета Министров СССР от 17 января 1958 г. были сокращены ассигнования еще на 318,8 млн руб. Было намечено 10 тыс. должностей начсостава перевести в категорию рабочих и служащих (что давало экономию примерно 15 млн руб.).

Во  исполнение  постановления  Правительства  СССР от 10 октября 1958 г. штатная численность милиции сокращалась на 25 тыс. единиц, что позволило только до конца года сэкономить 215,7 млн руб. Через две недели было принято решение о сокращении штатов центрального аппарата еще на 1 300 человек.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)