Организационные формы использования в доказывании возможностей оперативно-розыскной практики

Врозь двигаться – вместе драться (Хельмут фон Мольтке). Существенную роль в доказывании играют оперативно-розыскные подразделения органов внутренних дел и других государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД.

Эта роль в общей форме определена Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в ст. 11 которого говорится о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результатом ОРД прежде всего является добытая оперативная информация, фигурирующая в процессе доказывания как информация, ориентирующая субъектов доказывания в решении тех или иных задач.

Возможно ли получение в процессе ОРД доказательственной информации? УПК РФ касается этого вопроса лишь в общих чертах, указывая лишь, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом (ст. 89).

Интересно
Разъясняя это положение, представители Генеральной прокуратуры РФ – авторы комментария “400 ответов по применению УПК РФ” – задаются вопросом: каким образом должны быть оформлены результаты ОРД, чтобы они могли быть признаны доказательствами по уголовному делу?

Ответ их таков: “Результаты оперативно-розыскной деятельности должны быть получены, оформлены и представлены органу дознания, следователю, прокурору в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” и принятым в соответствии с ним нормативным актом.

Подлинные документы, подтверждающие законность получения результатов ОРД, должны быть приобщены к материалам уголовного дела. В уголовное дело результаты ОРД вводятся с соблюдением всех требований, предъявляемых УПК РФ к доказательствам, путем допроса свидетеля, потерпевшего, других лиц, приобщения вещественного доказательства и др. Они подлежат проверке и оценке следователем в соответствии со ст. 87-89 УПК РФ”.

Более подробно вопросы процессуального использования оперативной информации будут рассмотрены ниже. Получение и использование в процессе доказывания ориентирующей информации осуществляется в определенных – процессуальных и непроцессуальных – организационных формах.

Сущность и тех и других заключается во взаимодействии субъекта доказывания с оперативными работниками соответствующих государственных органов. Такое взаимодействие можно определить как основанную на законе и подзаконных актах согласованную деятельность административно не зависимых друг от друга органов следствия и дознания, направленную на раскрытие и расследование конкретного преступления путем наиболее целесообразного сочетания методов и средств, присущих этим органам.

Каждый участник взаимодействия действует в пределах своей компетенции. Если организаторами взаимодействия обычно выступают руководители соответствующих подразделений и служб компетентных органов, то субъектами, непосредственно вступающими во взаимодействие и осуществляющими его при доказывании, всегда являются следователи и оперативные работники.

С точки зрения процесса доказывания, взаимодействие может быть разовым, одномоментным, когда оно имеет место при производстве одного следственного действия, осуществлении какого-либо организационно-технического мероприятия; периодическим, осуществляемым по мере необходимости; постоянным, осуществляемым на протяжении всего процесса доказывания.

Во всех случаях взаимодействие – это деятельность, осуществляемая путем производства определенных действий, операций, применения соответствующих приемов и способов действий. В силу своего деятельностного характера она не может быть сведена к одному какому-либо приему.

Именно поэтому предложение А.Н. Васильева считать взаимодействие следователя с оперативным работником тактическим приемом расследования было подвергнуто обоснованной критике и поддержки не получило.

Осуществление взаимодействия при расследовании не является признаком того или иного рода или вида преступлений и поэтому не может быть основанием для классификации преступлений, как полагает В.А. Образцов, предлагающий разделить по этому основанию преступления на три группы:

  • преступления, при расследовании которых указанное взаимодействие не исключается (возможно);
  • преступления, при расследовании которых взаимодействие желательно;
  • преступления, при расследовании которых взаимодействие обязательно”.

Все эти три варианта возможны при расследовании любого преступления.
В уголовно-процессуальной науке уделяется внимание преимущественно регулируемым законом формам взаимодействия.

В теории ОРД вопросы взаимодействия следователя и органа дознания (оперативных аппаратов) рассматриваются главным образом при анализе путей реализации оперативной информации, результатов оперативного эксперимента.

В криминалистике вопрос о месте взаимодействия в системе науки решается по-разному. Одни авторы (О.Я. Баев, А.Н. Васильев, Н.А. Якубович и др.) относят эту проблематику к криминалистической тактике, другие (И.А. Возгрин, Г.Г. Зуйков, А.Н. Колесниченко и др.) – к криминалистической методике; некоторые – и к тактике, и к методике.

Так, например, Н.П. Яблоков пишет: “Вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами также имеют различные аспекты – методический, тактический и организационный.

Методические аспекты указанного взаимодействия, а к ним целесообразно причислить соответствующим методическим образом согласованные действия следователя с оперативно-розыскными органами при обнаружении преступлений и проверочной деятельности (в порядке ст. 109 УПК РСФСР), в процессе расследования преступлений в разных следственных ситуациях, а также в ходе профилактической деятельности должны быть отнесены к предмету методики расследования”.

Думается, что позиция Н.П. Яблокова заслуживает внимания. К криминалистической тактике следует отнести все общие вопросы организации и осуществления взаимодействия: его понятие, основания, формы, принципы и др.

Особенности же организации и осуществления взаимодействия, определяемые видом расследуемых преступлений и различными следственными ситуациями в процессе расследования, должны быть отнесены к криминалистической методике.

Именно в этом разделе криминалистики должна идти речь и об оптимальном круге ОРМ, сочетаемых со следственными действиями, об их типичной последовательности при конструировании конкретных частных методик, о типичных оперативно-тактических операциях и т.п.

Аналогично, по нашему мнению, следует решать вопрос и в теории ОРД, разрабатывая общие вопросы взаимодействия в оперативно-розыскной тактике, а специфические – применительно к особенностям предупреждения, выявления и раскрытия отдельных видов преступлений.

Организационными формами взаимодействия следователя с оперативными работниками, известными практике доказывания, служат:

  • совместное планирование расследования – начального этапа или всего процесса;
  • взаимная информация следователя и оперативных работников в ходе раскрытия и расследования преступлений;
  • совместное обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и полученных данных под углом зрения выдвижения и проверки версий, частных задач доказывания;
  • совместные выезды следователя и оперативных работников в другую местность для производства следственных действий и оперативно-розыскных мер.
    А.А. Чувилев дополняет этот перечень совместным дежурством в составе следственно-оперативной группы, предназначенной для экстренного реагирования на сообщения о преступлениях, поступающих в дежурную часть органа внутренних дел.

Названные организационные формы взаимодействия относятся к числу непроцессуальных, за исключением названной А.А. Чувилевым. Совместное планирование позволяет тактически правильно организовать работу по делу и эффективно использовать наличные силы и средства. Оно может осуществляться в двух вариантах: при реализации оперативных материалов на начальном этапе расследования и в ходе самого расследования.

В первом случае речь идет о составлении плана расследования следователем с участием оперативного работника, проводившего оперативно-розыскные меры до возбуждения уголовного дела. Такое участие обеспечивает выбор путей сохранения в тайне источников оперативной информации, правильную последовательность планируемых следственных действий, минимизацию тактического риска при их осуществлении.

Во втором случае мы имеем дело с согласованием планов следственных действий и оперативно-розыскных мер, составляемых следователем и оперативным работником самостоятельно. Планы согласуются по цели, времени и последовательности проведения следственных действий и оперативных мероприятий.

Обмен информацией между следователем и оперативным работником – необходимое условие координации их усилий по раскрытию и расследованию преступлений. Он должен осуществляться на всем протяжении работы по делу.

Своевременная информация предотвращает дублирование в деятельности следователя и оперативного работника, позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в планы работы.

Информация, передаваемая следователем оперативному работнику, связана с теми поручениями и указаниями, которые он дает органу дознания. Кроме того, это могут быть данные о следственной ситуации, в которой планируется проведение оперативных мероприятий: о характере осведомленности проходящих по делу лиц, формах их противодействия следствию и т.п.

Информация, передаваемая оперативным работником следователю, помимо сведений о результатах выполнения полученных поручений также может содержать данные о складывающейся следственной ситуации, полученные из негласных источников, об отдельных фактах и обстоятельствах, имеющих значение для расследования.

Пределы информации зависят от методов и средств ее получения оперативным работником и, во всяком случае, она не должна содержать сведений о негласных источниках ее получения. Она должна содержать только проверенные данные, поскольку может послужить основанием для принятия следователем процессуальных решений.

Совместное обсуждение данных, полученных следователем и оперативным работником, имеет место как при обмене информацией, так и при согласованном планировании их деятельности и выполнении оперативным работником поручений следователя. В таком обсуждении могут принимать участие руководители следственных и оперативных подразделений и другие сотрудники, оно может носить коллективный характер при соблюдении необходимых требований конспирации источников оперативных данных.

Наконец, совместные выезды в другую местность предпринимаются в тех случаях, когда по соображениям оперативности или в иных тактических целях представляется нецелесообразным поручать проведение отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий органам следствия и дознания иной местности.

Что же касается формы взаимодействия, названной А.А. Чувилевым, то, с нашей точки зрения, эта форма носит не организационный, а, скорее, организационно-процессуальный характер, поскольку предполагает участие оперативного работника в проведении неотложных следственных действий на месте происшествия, помимо проведения им параллельно с ними ОРМ.

Организационно-процессуальные формы взаимодействия следователя с оперативным работником, по мнению Л.Я. Драпкина, таковы:

  • производство следователем процессуальных действий одновременно с проведением органом дознания согласованных оперативных мер (ч. 1 ст. 118; ч. 3 ст. 127 УПК РСФСР);
  • уведомление следователя по нераскрытому уголовному делу о результатах проводимых органом дознания оперативно-розыскных мероприятий по установлению преступника (ч. 4 ст. 119 УПК РСФСР);
  • выполнение органом дознания поручений следователя о производстве розыскных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
  • выполнение органом дознания поручений следователя о производстве следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
  • содействие органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
  • согласованное принятие следователем и органом дознания мер по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, после приостановления предварительного следствия (ст. 197 УПК РСФСР)”.

Думается, что не все названные Л.Я. Драпкиным формы взаимодействия носят действительно организационно-процессуальный характер. В п. “а” и “е” идет речь о согласованном планировании деятельности, а в п. “б” – об обмене информацией; это организационные (их можно именовать и организационно-тактическими) формы взаимодействия, о которых говорилось ранее.

В то же время Л.Я. Драпкин и некоторые другие авторы не считают организационно-процессуальными такие эффективные формы взаимодействия, как оперативно-тактические комбинации (операции) и следственно-оперативную группу.

Мы полагаем, что проведение оперативно-тактической комбинации (операции) представляет собой одну из наиболее эффективных организационно-процессуальных форм взаимодействия следователя с оперативным работником.

Оперативно-тактическая комбинация представляет собой одну из разновидностей сложной тактической комбинации. От других тактических комбинаций ее отличает то, что ее проведение начинается до возбуждения уголовного дела: проводятся ОРМ, логическим продолжением которых – уже после возбуждения дела – будут следственные действия. Те и другие объединены единым замыслом, единой целью, но проводятся разными субъектами: первые – оперативным работником, вторые – следователем.

При этом следует иметь в виду, что:

  • с процессуальной точки зрения значимы только входящие в структуру подобной комбинации следственные действия, проведением которых реализуются, используются, т.е. приобретают процессуальное значение, данные, полученные в процессе ОРМ;
  • оперативно-розыскные мероприятия как элемент комбинации служат целям создания условий, обеспечивающих результативность, целеустремленность и безопасность входящих в структуру комбинации следственных действий. В свою очередь, следственные действия могут быть проведены для обеспечения эффективности последующих оперативно-розыскных мер, выступающих как промежуточное звено между следственными действиями в структуре одной оперативно-тактической комбинации;
  • комбинационное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий вовсе не означает возникновения на этой основе неких комбинированных “оперативно-следственных” действий.

Оперативно-розыскные меры и следственные действия не смешиваются, не переплетаются в каком-то неизвестном нашему закону новообразовании, но сочетаются. Следователь при этом не приобретает права участия или непосредственного проведения ОРМ, он не определяет и методы их осуществления. Оперативно-тактическая комбинация осуществляется путем взаимодействия между следователем и оперативным работником органа дознания, каждый из которых действует строго в пределах своей компетенции и своими методами.

Несомненный организационно-процессуальный характер носит и такая форма взаимодействия, как деятельность следователя и оперативного работника в составе следственно-оперативной группы. Зарождение этой формы произошло в рамках бригадного метода расследования, узаконенного УПК РСФСР 1960 г., и создаваемых на практике дежурных оперативных групп для выездов на места происшествий.

Впоследствии создание следственно-оперативных групп было санкционировано и рекомендовано ведомственными актами Генеральной прокуратуры и МВД. В то же время новый УПК РФ по-прежнему никак не высказывается об этой форме взаимодействия.

Впрочем, ст. 163 УПК (Производство предварительного следствия следственной группой) в ч. 2 допускает, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, хотя сам термин “следственно-оперативная группа” по-прежнему никак не легитимирован. Не упоминается он и в тексте Закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.

В практике сейчас встречаются следующие виды следственно-оперативных групп:

  • создаваемые для расследования конкретного уголовного дела – сложного, многоэпизодного или с большим числом проходящих по делу лиц, либо вызвавшего значительный общественный резонанс;
  • специализирующиеся на раскрытии преступлений определенного вида: убийств, бандитизма, половых преступлений, вымогательства и др.;
  • специализированные по субъекту преступления, например по расследованию преступлений несовершеннолетних, рецидивистов, или по месту и субъекту совершения – заключенных в местах лишения свободы;
  • специализирующиеся на раскрытии преступлений по горячим следам;
  • специализирующиеся на раскрытии нераскрытых преступлений прошлых лет и др.

Следственно-оперативная группа – форма сложного, многостороннего взаимодействия, поскольку в ее работе могут участвовать на временной или постоянной основе не только оперативные работники, но и сотрудник экспертно-криминалистической службы, участковые инспектора и др.

В зависимости от решаемых задач и состава взаимодействие внутри следственно-оперативной группы может быть одноуровневым или многоуровневым. Последнее типично для групп с большим числом участников, со сложной структурой.

Такие следственно-оперативные группы, насчитывавшие порой несколько сот участников, создавались, например, при работе в условиях чрезвычайного положения в регионе для расследования массовых беспорядков и иных тяжких преступлений. Сделаем еще несколько замечаний по поводу иных организационно-процессуальных форм взаимодействия в процессе доказывания.

Выполнение следственных действий оперативным работником по делу, находящемуся в производстве следователя, осуществляется лишь по поручению последнего. А.Р. Ратинов рекомендует поручать оперативному работнику проведение следственных действий, которые осуществляются по оперативным данным или связаны с административной деятельностью (задержание, арест, обыск, выемка).

“Может быть также поручено самостоятельное проведение отдельных допросов свидетелей и выполнение иных следственных действий при отсутствии у следователя возможности произвести эти действия самостоятельно или принять в них личное участие, при необходимости одновременно произвести ряд следственных действий”.

Следователь может поручить оперативному работнику и производство розыскных действий. На основании такого поручения оперативный работник в ходе розыска вправе проводить и отдельные следственные действия, например, в целях обнаружения виновного, его задержания или изъятия искомых предметов, если обстановка требует немедленных действий и нет возможности получения на их производство согласия (поручения) следователя.

Содействие следователю при выполнении им следственных действий оперативный работник оказывает путем:

  • непосредственного участия в производстве следственного действия – осмотра, обыска и т.п.;
  • содействия следователю в осуществлении законных мер принуждения (задержание преступника, доставление приводом на допрос, охрана места происшествия или оцепление места обыска и др.);
  • собирания объектов для проведения предварительных исследований и судебных экспертиз, помощь в получении образцов для сравнительного исследования, особенно в тех случаях, когда их получение носит принудительный характер.

По приостановленным делам следственные действия не могут проводиться; но в необходимых случаях должен осуществляться комплекс розыскных мероприятий.

Наряду со следователем розыскные меры принимают и оперативные работники – своими средствами и методами. Одной из организационных форм использования следователем их содействия служит получение разнообразной ориентирующей информации из оперативно-розыскных и оперативно-справочных учетов.

Извлечение регистрационной информации из хранилищ (банков данных, картотек и т.п.) и ее передача следователю осуществляются по определенным организационным процедурам непроцессуального характера, носящим обычно межведомственный характер; информация предназначена для ее использования в розыскных целях, для целей идентификации и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)