Причины нарушений интеллектуально­го развития у детей

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций назы­вают слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми ну­ждами и т. п., – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняю­щихся в своем развитии от нормы.

По имеющимся у нас данным, такие дети со­ставляют около 2,5 % от общей детской популяции. Наши зарубежные коллеги нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено исполь­зованием несколько иных критериев при диагностировании умственного разви­тия ребенка.

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекци­онной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, кото­рых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические измене­ния, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции.

Конечно, не исклю­чены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельны­ми, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушения­ми, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает воз­никновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных откло­нений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, осо­бенно резко – в познавательной.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos – малый + phren – ум). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории де­тей на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постиг­шей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от вре­мени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло за­болевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во вну­триутробном периоде своего развития. И это вполне понятно. Ведь в таком слу­чае срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается мини­мальным.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуаль­ный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, ко­торый после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, по­скольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной си­стеме, прекращаются.

Он имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Другими словами, ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, по­скольку его биологическая основа патологична.

Дети-олигофрены – основной контингент воспитанников специальных дет­ских садов для детей с поражениями центральной нервной системы и учащих­ся школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей. Они являются наи­более изученными в психологическом и педагогическом плане, поскольку ис­следования обычно проводятся в этих образовательных учреждениях.

Мы знаем, что понятие «олигофрения» во многих странах не принято. В России оно используется, поскольку русские дефектологи считают принципи­ально важным отделить относительно перспективную для дальнейшей соци­ально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду группу умственно отсталых детей от тех, чье пребывание в специальном образовательном учре­ждении хоть и является несомненно полезным, однако приносит значительно меньший эффект.

Умственная отсталость, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается относительно редко. В этом случае она входит в ряд понятий, сре­ди которых есть такое, как «деменция» (слабоумие). В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга возникают после довольно дли­тельнопротекавшего, в течение 2–5 лет и более, нормального развития ребен­ка.

Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необрати­мый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятных педагогических условиях, можно добиться некоторого замедления этого процесса.

Не относятся к числу олигофренов и дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети являются слабоумными и постепенно деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выражен­ной.

Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с наличием текущих психических заболеваний – эпилепсии, ши­зофрении и других, что существенно затрудняет его воспитание и обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей в плане познавательной деятель­ности и личностных проявлений, успешность их вхождения в социальную среду в большой мере зависят от течения болезни, от возможного, часто непредска­зуемого ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагога.

Следует заметить, что понимание умственной отсталости как особого от­клонения в развитии ребенка в последнее время в русской дефектологии пре­терпело некоторые изменения. Совсем недавно мы говорили о том, что на­личие у ребенка органического диффузного поражения центральной нервной системы – основное и обязательное условие его принадлежности к числу ум­ственно отсталых.

В настоящее время установлено, что минимальная мозговая дисфункция нередко имеет место у детей с задержкой психического развития (ЗПР), кото­рые существенно отличаются от умственно отсталых. Их состояние характери­зуется иным, более благоприятным прогнозом, который основывается на на­личии у них относительно высоких потенциальных возможностей развития, обеспечивающих основу для продвижения в познавательной деятельности, в личностном плане, в отношении социальной и трудовой адаптации.

Вместе с тем известны такие случаи умственной отсталости, при которых причин биологического характера (болезней, травм) не отмечается или при на­стоящем уровне диагностики они не могут быть установлены. Таким образом, медицинские показатели хоть и имеют большую значимость, но не являются единственными.

Следует подчеркнуть, что в последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополни­тельными отклонениями в развитии – со снижением слуха, зрения, с остаточ­ными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т. п.

Наряду с этим встречаются дети, у которых на фоне резкой недостаточно­сти общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоцио­нально-волевой сфере по типу умственной отсталости обнаруживаются относи­тельно сохранные способности – музыкальный слух, чувство ритма, способ­ность к воспроизведению формы и цвета предметов, к подражанию окружаю­щим и т. п. У некоторых детей оказывается неплохая вербальная память. Без достаточного понимания услышанного они относительно точно запоминают фрагменты фраз, произносимых окружающими их людьми, и в ряде случаев более или менее удачно пользуются ими как речевыми штампами.

Такие неожиданно проявляющиеся индивидуальные особенности ребенка могут привести в недоумение некоторых педагогов и психологов, вызвать у них сомнения относительно его принадлежности к числу умственно отсталых, а так­же вселить в родителей напрасную надежду на большие успехи в будущем.

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние могут воздействовать в пе­риод внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития.

Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, – вирусный грипп, краснуха и другие;
  • различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неуме­ренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они мо­гут нарушить развитие плода.

Опасны тяжелые дистрофии во время беремен­ности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении, заражение плода различны­ми паразитами, существующими в организме матери. К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого – паразит, отно­сящийся к простейшим.

Женщина заражается от домашних животных – собак, кошек, кур, голубей, коров – или от диких – мышей, зайцев, сусликов (приобре­ тенный токсоплазмоз). При заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.

Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, так­же могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием природовой травмы – в результате наложения щипцов, сдав­ливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также мо­жет иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная ум­ственная отсталость. Среди внутренних причин, обусловливающих возникнове­ние умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, кото­рый проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях. В норме при де­лении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом – 46. В некоторых случаях отмечается нерасхождение хромосом. Так, при болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих больных во всех клетках имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом.

К числу внутренних причин относятся также нарушения белкового и угле­водного обмена в организме. Так, например, наиболее распространенным на­рушением такого рода является фенилкетонурия, в основе которой лежит нару­шение белкового обмена в виде изменения синтеза фенилаланингидроксилазы – фермента, превращающего фенилаланил в тирозин. Нередко встречаются также галактосемия и другие нарушения.

Болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспалительные за­болевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат причинами умственной отсталости.

В последние годы все больше случаев, когда умственная отсталость ока­зывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где жи­вет семья, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для его физического и умственного развития.

В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта: с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.

Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и воспитываются в соответствии с различными вариантами программы специальной (коррекцион­ной) общеобразовательной школы VIII вида. Пройдя специальное обучение, многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

Прогноз их раз­вития относительно благополучен. Дети, входящие в четвертую группу, помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населе­ния, где они овладевают элементарными навыками самообслуживания и аде­кватного поведения. В этих учреждения они находятся пожизненно. Отдельные представители данной группы умственно отсталых детей живут в семьях.

Наиболее изученными и перспективными в плане развития и интеграции в общество являются дети-олигофрены с легкой и умеренной степенью умствен­ной отсталости. В дальнейшем изложении, употребляя термин «умственно от­сталый ребенок», мы будем иметь в виду детей вышеназванных двух клиниче­ских групп. Заметим, что дети, входящие в их состав, имеют значительные от­личия, в связи с чем возникла необходимость классификации, учитывающей их особенности.

Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клинико-патоге­нетических принципах, в нашей стране наиболее распространенной является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выде­ляют пять форм.

При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризуется уравно­вешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоциональ­но-волевая сфера изменена нерезко.

Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привыч­ной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении рабо­ тоспособности.

У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное пораже­ние коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

При олигофрении с психопатоподобньм поведением у ребенка отмечает­ся резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности от­носительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициа­тивны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подра­жательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целе­направленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Все дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями психиче­ской деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, особенно – в словесно-логическом мышлении. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных про­явлении, и познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям бо­лее младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.

Умственная отсталость не приводит к равномерному изменению у ребенка всех сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные ис­следования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психиче­ские процессы оказываются у него нарушенными более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существу­ющие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в позна­вательной деятельности, и в личностной сфере.

Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы, тем не менее оно представ­ляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в пси­хическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третич­ных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка- олигофрена отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружа­ющих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые пози­тивные качества, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Положение о единстве основных закономерностей нормального и аномаль­ного развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основания считать, что концепция развития нормального ребенка в общем может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умствен­но отсталого ребенка.

Развитие олигофрена определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Эти факто­ры, как и прочие, необходимо учитывать при организации специального педаго­гического воздействия.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в кото­рой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и, конечно, школа. Отечественная психология утверждает положение о ведущей роли в развитии всех детей, в том числе и умственно отсталых, сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми, находящимися рядом с ним, обучения в широ­ком понимании этого термина.

Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально организованное обучение и воспита­ние, учитывающее своеобразие ребенка, адекватное его возможностям, опира­ющееся на зону его ближайшего развития. Именно оно в наибольшей мере сти­мулирует детей в общем развитии.

Значимость, которую имеют для умственно отсталых детей воспитание, обучение и трудовая подготовка, обусловлена гораздо меньшими возможностя­ми олигофренов взаимодействовать с окружающей средой, самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, т.е. мень­шей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной дея­тельности. Определенное значение имеют также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг его интересов, а также другие проявления эмоционально-волевой сферы.

Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенно важным является не всякое, а специально организованное обуче­ние и воспитание. Пребывание в массовой общеобразовательной школе часто не приносит ребенку пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым последстви­ям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности.

Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно от­сталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррек­ционной работы теоретически обосновано тем, что, хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обна­руживается у него особенно резко и в свою очередь затормаживает и затрудня­ет познание окружающего мира.

Вместе с тем доказано, что мышление оли­гофрена несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.

Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей в школе и вне ее.

Действительно, мышление и эмоционально-волевая сфера представляют со­бой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л. С. Выготского, основан на изменениях, происходящих в соот­ношении интеллекта и аффекта. Рассматривая вопрос о взаимодействии орга­низма и среды, Л. С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особен­ностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают.

Во многом дефектна и двигательная сфера олигофренов, которая требует постоянного внимания и заботы. Говоря о возможностях положительной динамики умственного продвижения детей со сниженным интеллектом, следует вспомнить положение Л. С. Вы­готского относительно двух зон развития ребенка: актуального и ближайшего.

Л. С. Выготский говорил о том, что зона актуального развития характеризуется теми заданиями, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Эта зона показывает его обученность тем или другим знаниям, умениям и навыкам. Она дает сведения о состоянии его познавательной деятельности на опреде­ленном этапе жизни. В этом ее значимость.

В плане перспективы особенно важна зона ближайшего развития, которая определяется заданиями, с которыми ребенок не может справиться сам, но мо­жет сделать это с помощью взрослого. Определение зоны ближайшего разви­тия необходимо потому, что она дает возможность судить, какие задачи будут доступны ребенку в недалеком будущем, т.е. какого продвижения от него мож­но ожидать.

У умственно отсталых дошкольников зона актуального развития весьма ограничена. Дети мало что умеют и знают. Что касается зоны ближайшего раз­вития, то она значительно уже, более ограничена, чем у нормально развиваю­щихся детей. Однако она существует, и это дает основание утверждать, что дети со сниженным интеллектом способны к продвижению. Это продвижение невелико, но при определенных условиях оно может иметь место. Основная задача дефектолога состоит в том, чтобы способствовать реализации зоны бли­жайшего развития каждого ребенка.

Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Исследованиями установлено, что несомненная активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение кото­рых как бы подготавливаются, концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заметить в первые два школьных года обучения, на четвертом-пятом году и в конце обучения.

Итак, основные понятия, используемые в отечественной олигофренопси­хологии, понимание причин, обусловливающих отклонения умственно отстало­го ребенка от нормального развития, оценка возможностей продвижения и со­циально-трудовой адаптации этой категории детей в значительной мере сход­ны с тем, что имеет место в зарубежной литературе. Однако необходимо под­черкнуть также несомненные различия между подходами дефектологов разных стран к тем или другим научным вопросам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)