Определение оптимальной стратегии диверсифицированной фирмы

На практике большинство диверсифицированных компаний можно классифицировать следующим образом:

  • предпринимательство с «главным» бизнесом по объемам продаж с умеренно дифференцированной частью связанного или несвязанного бизнеса (приблизительно треть или менее от полного объема продаж корпорации);
  • узко диверсифицированное предпринимательство с небольшим числом (2–5) связанных СЗХ;
  • строго дифференцированное дело из многих связанных СЗХ;
  • узко дифференцированное дело из немногих (2–5) СЗХ в несвязанных отраслях;
  • строго дифференцированное дело из многих СЗХ во многих несвязанных областях;
  • дело из многих СЗХ в несвязанных отраслях, но в пределах каждой отрасли СЗХ связаны в группы.

Процедура оценки принятой корпорацией стратегии должна включать следующие шаги:

  •  идентификация существующей стратегии;
  • конструирование одной или более матриц портфеля СЗХ для его анализа;
  • оценка и сравнение долговременных привлекательностей каждой СЗХ;
  • оценка и сравнение конкурентной силы компании в каждой СЗХ с целью определения, какие из них наиболее соответствуют отраслевым условиям;
  • ранжирование СЗХ по истории их деятельности (стадиям эволюции) и перспективам;
  • оценка каждой СЗХ на соответствие корпоративной стратегии и определение их относительной стратегической значимости для корпорации;
  • ранжирование СЗХ по приоритетам для новых инвестиций, определение для каждой СЗХ генерального направления развития и стратегических действий (агрессивное развитие, защита достигнутого, «раздевание», «сбор урожая», ликвидация);
  • определение состояния диверсификации в целом в корпорации (соотношение объемов продаж в СЗХ, в целом по корпорации, текущей прибыли в них);
  • оценка значимости для корпорации расширения или сужения базы диверсификации;
  • оценка соотношений связанных и несвязанных СЗХ в портфеле фирмы;
  • тенденции развития корпорации в национальных рамках и при интернационализации бизнеса;
  • результаты последних действий по развитию ключевых СЗХ и/или усилению существующих позиций в бизнесе;
  • действия по дополнению портфеля новыми СЗХ;
  • действия по сокращению слабых и непривлекательных СЗХ;
  • оценка пропорций инвестиций в СЗХ;
  • оценка эффективности управления корпорацией по реализации стратегических целей и роста конкурентных преимуществ.

В результате анализа по этим направлениям должны быть получены ответы на следующие вопросы:

  • содержит ли портфель фирмы необходимые СЗХ в привлекательных отраслях?
  • содержит ли портфель достаточное число прибыльных СЗХ?
  • присутствует ли баланс развивающихся и затухающих СЗХ?
  • достаточно ли «производителей прибыли» для финансирования «развивающихся победителей» и «знаков вопроса»?
  • имеет ли главный бизнес компании достаточную прибыльность и перспективу или он представляет собой «дойную корову»?
  • может ли портфель СЗХ фирмы демпфировать сезонные и иные колебания бизнеса?
  • действительно ли фирме нужно столько СЗХ или реально их надо сокращать?
  • имеется ли в фирме отраслевой лидер, занимающий в объеме корпорации значительную долю, или фирма состоит из многих СЗХ в средне-слабой позициях?
  • что нужно удалить из портфеля СЗХ, чтобы улучшить позиции корпорации в целом?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)