Обзор современной общественной науки

Наконец, следует вкратце остановиться на названии этой книги — «Современная западная социология».

Название не со­всем ясно, поскольку может означать по меньшей мере две вещи. Во-первых, оно может значить «современная социология», то есть что книга освещает последние новинки в социологии.

Во-вторых, это может значить «социология современного западного общества», то есть что книга рассматривает только теории, концентрирующие свое внимание на современном обществе (а не на обществе прошлого).

В данном случае название означает обе эти вещи. Те традиции, направления и теоретики, которые в ней представлены, современны и в смысле актуальности, и потому, что большинство из них исследуют проблемы современного общества, хотя и делают экскурсы в историю.

Но и само выражение «современное общество» не совсем однозначно. Оно может означать, особенно в связи с ведущимися уже несколько лет дискуссиями о постмодернизме, общество, которое развивалось с XVIII века и до наших дней.

При этом понимается, что развитие и расцвет промышленного капитализма повлек за собой в буржуазных общественных формах столь основополагающие изменения общественной структуры, что можно говорить об обществе нового типа.

С этим смыкается то значение, которое мыслители-просветители XVIII века вкладывали в наши представления о природе, нашем обществе и нас самих.

В этой связи «современное западное общество» означает примерно то же, что «буржуазное», «капиталистическое» или «рациональное общество». Многие из представленных в этой книге теорий занимаются рассмотрением современного состояния этого общества.

Но выражение «современное общество» может также указывать и на более поздний период, например, на развитие общества с двадцатых-тридцатых годов до нашего времени.

Здесь важнейшим отличительным признаком современного общества считается прежде всего вмешательство государства в экономический процесс и его развитие в государство всеобщего благосостояния. В таком значении это слово часто используется и в социологии, когда речь идет о ее «классиках» (Маркс, Вебер, Дюркгейм, Зиммель, Мид и др.).

Эти классики изучали и анализировали прежде всего переход от феодальных общественных форм к капиталистическим, в отличие от более близких к нам по времени теоретиков, как то: Парсонс, Мертон, Дарендорф и пр., изучающих общество развитого капитализма.

Большинство теорий, рассматриваемых в этой книге, исследуют современное общество в этом значении, хотя имеются и некоторые исключения. Небесплодными были и теоретики в XX веке, хотя они часто ссылаются на одного или нескольких классиков общественных наук.

Но можно ведь и утверждать, что «современное общество» — это общество семидесятых, или даже скорее восьмидесятых и девяностых годов.

При этом часто имеют в виду основополагающее изменение в производстве промышленной продукции, со все более высокой степенью автоматизации и связанным с этим уменьшением числа промышленных рабочих, появлением «сектора обслуживания», а позже также и «социального сектора», в котором заняты большей частью женщины.

Появление новых средств массовой информации и все более сложных информационных систем привело к тому, что многие ученые-обществоведы считают, что мы в последние десятилетия врастаем в «информационное» или «постиндустриальное» общество.

В этой связи знания и образование, например, становятся столь же важными ресурсами, какими в свое время частные владения.

Наконец, западные государства всеобщего благосостояния в семидесятые-восьмидесятые годы оказались перед лицом множества новых проблем, частью связанных с тем, что невозможно дальнейшее развитие в условиях столь же быстрого экономического роста, как прежде, частью с тем, что появились «анти-политические» движения, и к тому же все шире распространяется политическая апатия среди населения.

Вместе эти основополагающие изменения, по мнению многих ученых, столь же значительны и поворотны, как замена капиталистическим индустриальным обществом феодального земледельческого
общества.

Наконец, выражение «современное общество» может означать примерно то же, что «сегодняшнее общество на пути к XXI веку», то есть обозначать актуальное сегодня и в будущем. Здесь речь идет о более близких временных рамках.

Вместо столетий и десятилетий счет ведется на годы, а в некоторых случаях (например, в поп-музыке)—на месяцы.

Такое содержание слова «современный» можно выразить столь же современным термином «попсовый». С точки зрения этого замечания современное общество характеризуется, в частности, очень быстрыми изменениями в вопросе о том, что «попсово», а что — нет, то есть характерным для современного общества является преходящесть множества тенденций.

В этом последнем значении три представленных теоретика действительно современны. Конечно, их влияние было относительно большим уже в семидесятые годы, но именно в восьмидесятые годы Хабермас, Фуко и Бурдье достигли своего положения одних из самых значительных обществоведов-мыслителей современности.

Трудно сказать, будет ли их значение уменьшаться в будущем. Даже в общественных науках есть своя мода и популярные теоретики, и высокая оценка современников не всегда совпадает со столь же высокой оценкой через сотню, а то и десяток лет.

Так же, как, например, Карла Маркса почти совсем не знали в современной ему общественной науке, наряду с тем, что влияние английского социолога Герберта Спенсера было невероятно велико (кто читает его теперь?), возможно, через сто лет будут вспоминать совсем не те имена, которые ныне знамениты.

В этом факте содержится и обещание, и вызов для всех, кто хочет изучать и сам участвовать в дальнейшем развитии «современной общественнонаучной перспективы».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)