Общие признаки и правила классификации медицинских и фармацевтических товаров

Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому проводится классификация.

Признаками общности классифицируемых объектов могут быть химическая природа, состав, структура, свойства, назначение и применение, внешние признаки (размеры, форма, цвет и др.). Признаки могут быть качественные и количественные. Качественно выражают обычно сырьевой и технологический признак.

Например, для предметов ухода за больными — резиновые изделия, металлические, стеклянные. Компонентный и структурный признаки классификации выражают чаще всего качественно и количественно: раствор для инъекций 5%-, 10%-, 20%-ый и т. п.

Ступень классификации  — этап  классификации  при  иерархическом  методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках.

Поэтому выбор основополагающих признаков — ответственная операция деления множества, от которой зависит конечный результат. В основу этого выбора должно быть положено целевое назначение классификации.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике в случае большой глубины классификация получается чересчур громоздкой и запутанной, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации.

Поэтому обычно глубина классификации не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих Государственных классификаторах.

При необходимости увеличения числа признаков применяют фасетный метод.

В зависимости от характера выбранных признаков различают естественные и вспомогательные классификации.

Естественная классификация осуществляется по существенным признакам (составу, структуре, свойствам), характеризующим внутреннюю общность предметов каждой группы. Она является результатом и важным средством научного исследования, так как закрепляет итоги изучения закономерностей классифицируемых объектов.

В основе вспомогательной классификации обычно лежат внешние признаки. Эти классификации служат для придания множеству объектов определенного порядка (например, распределение тары и упаковки по размерам).

Одними из первых почувствовали необходимость классифицировать изучаемые ими объекты ботаники и зоологи. Примером попытки такой классификации может служить работа шведского ученого К. Линнея, вышедшая в 1735 г. — «Система природыc.

Классическим примером возможностей естественнонаучной классификации является распределение химических элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, отражающее закономерную связь между их строением и свойствами.

Чаще всего медицинские и фармацевтические товары классифицируют по ряду признаков: назначение товара; исходный материал или сырье, из которого изготовлен товар; способ производства, конструкция, размер и т. д. При группировке различных товаров эти признаки используются полностью или частично.

Признак назначения используется как в высших, так и в низших ступенях классификации. Так, в зависимости от назначения, товары могут выделяться в определенные товарные группы (например, тара). Тара по функциональному значению подразделяется также на потребительскую и транспортную.

Затем можно продолжить классификацию тары по другим признакам, в частности:

  • по сфере обращения: разовая и многократного использования;
  • по исходному материалу: стеклянная, полимерная, деревянная и др.;
  • по способу изготовления: методом выдувания, литьем под давлением и т. д.;
  • по конструкции: банки, флаконы, коробки, бидоны, ящики и пр.;
  • по размерам и вместимости: 10, 20, 30 л, мл или см3.

Такие фармацевтические товары, как лекарственные препараты, кроме назначения, действия и др. могут классифицироваться по лекарственной форме, по специфическим условиям хранения (например, требующие защиты от света, требующие защиты от влаги и т. д.).

Химические реактивы классифицируются по химическому составу, квалификации, фасовке и др., парфюмерные товары — по характеру запаха: цветочные и фантазийные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)