Общие принципы международного налогообложения

Большая часть стран пришла к выводу, что двойное налогообложение является препятствием для международной торговли, свободного движения капиталов и развития международных рынков. В связи с этим государства стараются решить проблему двойного международного налогообложения путем изменения внутреннего законодательства и заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Для устранения двойного налогообложения или уменьшения его бремени существует два пути.
Первый заключается в принятии государством внутренних законодательных мер в одностороннем порядке, второй – в регулировании проблемы двойного налогообложения путем заключения международных соглашений.

Вопросы устранения двойного экономического налогообложения, как правило, решаются в национальном законодательстве стран; однако в некоторых международных налоговых соглашениях наряду со случаями двойного международного налогообложения регулируются отдельные случаи двойного экономического налогообложения.

Большая часть стран на практике сочетает оба направления, которые взаимодополняются и
вместе с тем не могут быть полностью взаимозаменяемыми. Зачастую методы одностороннего
устранения, предлагаемые национальным законодательством (полное или частичное освобождение, налоговый кредит), совпадают с механизмом устранения, предусмотренным в международных соглашениях.

Однако полностью решить проблему устранения двойного налогообложения в одностороннем порядке не удается ни одной стране, поскольку перед любым государством всегда стоит
двойственная задача: с одной стороны, обеспечить достаточный уровень поступлений в бюджет, с другой – создать оптимальные условия для стимулирования экономического развития (особенно в сфере движения капиталов).

Предоставление налоговых льгот по национальному законодательству в большей степени ориентировано на создание благоприятных условий для налогоплательщиков – резидентов этих
стран, тогда как расширение сферы применения налоговых льгот для иностранных компаний и граждан всегда имеет конкретную географическую привязку и строго обусловлено степенью развития двусторонних торговых, экономических, финансовых и других отношений.

Традиционно стране постоянного местопребывания налогоплательщика принадлежит инициатива в разрешении проблемы двойного налогообложения. Страны постоянного местопребывания налогоплательщика обычно не распространяют свою налоговую юрисдикцию на часть дохода, полученную из зарубежных источников, применяя территориальную систему налогообложения или систему налогового зачета.

Несмотря на различия в экономическом развитии, целях и приоритетах финансовой политики в
целом и налоговой в частности, страны в своих налоговых системах в основном сочетают принципы президентства (т.е. обложения налогом лиц, имеющих в этих странах постоянное местопребывание, по всем доходам, включая полученные за рубежом) и территориальности (т.е. взимания налогов с доходов, полученных на территории данных стран, независимо от постоянного местопребывания лиц, получающих доходы).

В экономической литературе отмечается, что для защиты своих налоговых прав в сфере ВЭД страна должна сформулировать собственные правила по следующим важнейшим позициям:

– порядок определения “национальности” налогоплательщиков – физических и юридических лиц
(возможные критерии перечислены далее в п. “Территориальность и резидентство”);

– порядок определения “национальности” коммерческой деятельности (обычно выделяют три
режима: деятельность через деловое учреждение, независимого агента и по контрактам, заключенным с местными фирмами на территории страны);

– порядок определения “национальности” дохода (или источника дохода). Применяемые обычно
подходы: по местонахождению покупателя товара или потребителя услуги, по месту заключения сделки, по месту передачи товара или осуществления услуги;

– порядок зачета уплаченных за рубежом налогов. Претендуя на обложение “всемирных” доходов своих (национальных) налогоплательщиков, всякая страна, практикующая такой подход, вынуждена считаться с приоритетным правом любого другого государства облагать налогом на своей территории любую деятельность и любые доходы, в том числе деятельность и доходы “чужих” для нее юридических и физических лиц.

Признание этого права возможно в форме вычета иностранного налога из предъявляемых своим налогоплательщикам налоговых платежей (в форме так называемых налоговых кредитов), или путем включения уплаченных за рубежом налогов в вычитаемые расходы при определении налогооблагаемой базы налогоплательщика, или посредством полного исключения зарубежных доходов из налоговых обязательств налогоплательщиков;

– правила регулирования в налоговых целях трансфертных цен. Без применения такого
регулирования вся система налогообложения международной деятельности превратилась бы в фикцию: чтобы избежать налогов в какой-либо стране, достаточно было бы организовать посредническую фирму в одной из безналоговых стран и “качать” туда прибыли за счет соответствующего занижения или завышения контрактных цен.

Порядок подобного регулирования может быть основан на “правиле независимого агента”, сравнении с ценами по сделкам между не связанными между собой партнерами путем установления так называемых справочных цен и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)