Общие представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте

Совершенно очевидно, что представление о ведущей деятельности, сформулированное А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, однозначно определяется в основном для периода детства. В зрелом возрасте под этим следует, по всей видимости, понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельности, развивается личность и изменяются психические процессы.

С позиции акмеологии ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия). Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитии взрослого человека.

Изучением процесса реализации сущностных сил человека занимается гуманистическая психология. Ее представители: Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс — полагали, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. Эти авторы различно трактовали те особенности человеческой личности, которые приведут ее к наиболее полной реализации своих сущностных сил. Г. Олпорт перечисляет такие черты личности: широкие границы Я, способность к теплым, сердечным отношениям, эмоциональная неозабоченность и самоприятие, реалистичное восприятие жизненных обстоятельств, а также основанные на таком восприятии притязания, способность к самопознанию и проявлению юмора, самоиронии и, наконец, цельная жизненная философия. В свою очередь А. Маслоу выделяет много характерных черт «самоактуализирующейся личности»: свежесть восприятия, глубокие межличностные отношения, приятие себя и других, природы, центрированность на проблемах, а не на переживаниях, сопротивление окультуриванию и др.

Наконец, К. Роджерс находит пять черт, общих для «полноценно функционирующих людей»: открытость к переживанию новых ситуаций, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода и креативно.

По мнению А. А. Бодалева и В. Т. Ганжина, вышеперечисленные характеристики самоактуализирующейся личности зрелого человека показывают нам некую «нормальную», здоровую личность, но, как кажется, только личность привычного для авторов западного типа, т. е. умеющую отстаивать свои интересы и малозаботящуюся об общем благе. В голове же россиянина акме обретает иные черты: акме — это не только многообразие интересов личности. «Акме — это прежде всего прочно и органично усвоенные общечеловеческие ценности. Акме — это власть над собой, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Акме — это создание самим человеком среды для своего развития, активное отображение действительности. Акме — это предельная самоотдача, умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозирование последствий своих поступков. Акме — это искренность, стремление к объективности и способность к принятию решений — хорошо рассчитанных или интуитивных — вне зависимости от мнения окружающих».

Авторы выделяют акмические (феноменальные) и акматические (субстанциональные) закономерности развития в зрелости. Акматические закономерности обеспечивают самоутверждение личности в обществе.

Они особенно важны с точки зрения выдвинутого предположения о ведущей деятельности в зрелом возрасте и проявляются:

  • когда достижения (нравственное и гражданское самопожертвование, победа над неблагоприятными обстоятельствами жизни, высший профессионализм, спорт высших достижений и др.) максимально выявляют сущность человеческой природы, когда достижителъность становится синонимом человечности;
  • когда реализация человеческой жизни осуществляется по достижительным критериям (состояться как человек — значит добиться общезначимых результатов);
  • когда акматические противоречия и преграды «уводят» человека от его сущности (отсутствие условий для реализации дарований потенциально гениального каждого человека — отсюда глобальная задача современной цивилизации, недополучающей творческой энергии несостоявшихся гениев и «переполучающей» энергию состоявшихся неудачни­ ков, преступников, асоциальных элементов);
  • когда акматически-познавательные преграды не дают возможности индивиду, этносу, региональной общности «вычитать» своевременно и правильно свою будущую судьбу в обстоятельствах своей жизни и способностях качественно «поднять» целеполагание;
  • когда акматически-волевые преграды не позволяют осилить индивиду (родителю, супругу, профессионалу, современнику) сложившуюся косную среду для того, чтобы утвердить более высокие идеалы жизни и культуры».

Из сказанного следует, что достижения сами по себе не являются показателями реализации сущностных сил человека, а также, что особенности развития в зрелом возрасте могут способствовать или препятствовать этой реализации.

А. А. Бодалев подробно описывает те социально-психологические факторы, которые определяют реализацию сущностных сил человека (социальных, нравственных, профессиональных, ментальных) — его акме. Автор подчеркивает, что, прежде всего, эмоционально-ценностная характеристика человека определяет этот процесс. Достижение акме — это, прежде всего личностный процесс, когда человек совершает поступок или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями.

Естественно, что личностное акме у разных людей в своей основе имеет не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т. д. 

В плане реализации сущностных сил человека чрезвычайно важна, по мнению А. А. Бодалева, непрекращающаяся, особенно в ценностно-нравственных важных ситуациях, работа совести человека для продвижения его личности к своему акме. И проведенные исследования (Ю. В. Александрова, Н. Л. Карпова, А. В. Суворов, В. Э. Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно-здоровая направленность и положительная продуктивность которой являются результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам данный конкретный взрослый человек. Так, например, установлено, в чем человек видит смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого им его удовлетворяет, — это совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные, если сравнивать их основные параметры, внутренние миры.

А. А. Бодалев отмечает очень важный личностный механизм, который во многом определяет реализацию сущностных сил взрослого человека. Это изменение взаимосвязи между буднично-повседневным Я и его высшим Я: переключение в сознании человека с уровня Я буднично-повседневного на уровень Я высшего свидетельствует о включении у него более высокой духовно-нравственной мотивации, потенциалов гражданственности и креативности, что коренным образом отражается на перестройке во всем ансамбле его отношений к миру и проявляется в большей позитивной значимости его поступков для окружающих. При этом человек становится больше себя самого и в поступках, и в профессиональном труде. Через созданную у него новую меру он начинал воспринимать окружающий мир, себя в этом мире, свои возможности и обязанности в нем. Отстройка от пригибающего к земле прежнего «Эго» способствует отражению окружающего вне узко индивидуалистических интересов, замене астенических чувств на стенические и трансформации пассивного поведения в активное.

Однако в реальной повседневности у одних людей указанная возможность никогда не реализуется; и они, даже став взрослыми, во всех сферах своей жизни не выходят за рамки обывательского существования и усвоенного раз и навсегда алгоритма выполнения той области деятельности, которая для них является профессиональной.

У других, благодаря стечению тех или других объективных и субъективных обстоятельств, жизненная горизонталь ломается и происходит подъем в поступках и в деяниях с уровня тривиально-будничного «Эго» на уровень высшего для них Я. Если иметь в виду гражданский аспект, это может выразиться, например, в совершении патриотического поступка или героического подвига, в области профессионального труда — в создании неординарного для данного человека произведения, качественного обновления технологического процесса, на который опирался этот человек в своей работе, и т. д. У третьих — таких фаз, образно говоря, однообразного и рутинного по форме движения по горизонтали жизненного пути, прерываемого фазами устремления вверх к жизнедеятельности на уровне высшего Я, может быть много. Наконец, мы можем встретиться и с таким вариантом прохождения жизненного пути человеком, когда жизнедеятельность на уровне рутинного «Эго» для него не будет характерна вовсе, но зато будет типично постоянное поступательное движение к высшему Я во всех главных «ипостасях» человека как индивида, как личности и как труженика-творца. Такой человек-стратег, если оценивать содержание его жизненного «сценария» и его реализацию, не только преодолевает узкие психологические границы буднично-рутинного «Эго», но, в конце концов, начинает жить, побуждаемый только своим высшим гражданским и (или) всецело творческим Я.

Интересный анализ содержания и условий реализации сущностных сил в зрелости был осуществлен Е. Б. Старовойтенко. В рамках предложенной ей целостно-философско-психологической концепции развития высших отношений человека к жизни (познания и преобразования жизни, утверждения гуманных эстетических начал, самопознания и самоизменения в жизни) приводится мысль о том, что нет прямой зависимости формирования социально-необходимого типа личности от степени сформированности высших (зрелых) отношений человека к жизни. Личность неповторима. Многообразие ее проявлений довольно велико: общественно открытые и замкнутые в кругу узколичных отношений; деятельные, активные и пассивные, бездеятельные; альтруисты и эгоисты; самостоятельные и зависимые; созидатели и разрушители; гармоничные и противоречивые и т. д.

Различия типов определяются следующими факторами:

  • полнотой, глубиной, разносторонностью связей личности с обществом;
  • активностью человека в освоении разных форм общественной деятельности;
  • эффективностью развития личности как субъекта общественной деятельности и отношений;
  • уровнем сознательной организации человеком своей общественной жизни;
  • мерой преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций;
  • устойчивостью и объемом социально значимых позиций личности;
  • уровнем продуктивности деятельности и масштабом перемен, совершаемых человеком в общественных отношениях и в собственной жизни.

Используя положения и выводы, содержащиеся в философских, социологических и психологических исследованиях, Е. Б. Старовойтенко дает развернутое структурное описание типов отношений, которые необходимы личности для полноценного включения в процессы совершенствования общества и характеризующие ее как социально зрелую. Структуру личности человека, способного к реализации своего внутреннего потенциала, определяет: зрелое интеллектуальное отношение к жизни, деятельностно-продуктивное, зрелое профессиональное, социально активное, зрелое нравственное, эстетическое, осознанное отношение к жизни, зрелое отношение личности к себе — субъекту жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)