Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса

Системы типа школа, ссуз, вуз, лицей, гимназия и т. д., в которых организационно протекает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, учителя и учащихся, т. е. объектов и субъектов, называют педагогическими системами.

Процесс, реализующий цели воспитания и обучения в условиях таких систем, называют педагогическим процессом. Синонимом педагогического процесса является учебно-воспитательный процесс.

Актуальность педагогического процесса возросла. Целостный подход в практике учителей проявляется в том, что они стремятся обеспечить комплексное решение задач образования и воспитания на каждом уроке и внеклассном занятии.

Динамика развития педагогического процесса, его движение зависят от отношений между воспитателем и воспитуемым. Особенности организации педагогического процесса обусловлены тем, что объект воспитания – ученик и ученический коллектив – является одновременно и субъектом воспитания.

Взаимная активность сотрудничества в процессе общения в школе отражается термином «педагогическая деятельность».

В школах возникают разнообразные связи взаимодействия между субъектами и объектами воспитания, к ним относятся:

  • информационные связи – обмен информацией между воспитателями и воспитуемыми;
  • организационно-деятельная связь – совместная деятельность ученика и учителя;
  • коммуникативная связь – взаимодействие управления и самоуправления.

Педагогическое взаимодействие протекает в определенных условиях: социальных, географических, учебно-материальных, морально-психологических и т. д. Средствами педагогического процесса являются содержание, формы и методы.

Педагогический процессхарактеризуется целостными свойствами:

  • цель педагогического процесса – создание условий для всестороннего развития личности;
  • педагогический процесс усиливается, если рост образованности способствует росту воспитанности;
  • педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в целостный школьный коллектив;
  • педагогический процесс создает возможности для взаимного проникновения друг в друга методов обучения и воспитания;
  • педагогический процесс позволяет реализовать программно-целевой подход на конечный результат;
  • педагогический процесс имеет свои закономерности, принципы, отражающие его целостность.

Компонентами педагогической деятельности являются цель обучения, содержание, формы и методы обучения и образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)