Общедидактические искания и преподавание русского языка

Мечтая о новой советской школе, избавленной от всех негативных черт, свойственных дореволюционным учебным заведениям, даже лучшие представители органов народного образования, ведущие педагоги и методисты, талантливые учителя-практики совершали серьезные ошибки. Настойчиво отрицалась необходимость постоянных программ, стабильных учебников, многих традиционных методов и приемов организации учебного процесса (диктанты, списывание, сочинения по картине, грамматический разбор, собственно урок русского языка и др.), до минимума сводилось изучение грамматики и правописания.

Некоторые идеи широко внедрялись в практику, не получив достаточного теоретического обоснования, без должной экспериментальной проверки. Отдельные приемы и принципы работы нередко возводились в абсолют, использовались шире, чем следовало бы, а в результате вместо желанного совершенствования знаний, умений и навыков у школьников снижался уровень теоретической и практической подготовки.

В этот период вдумчивую, кропотливую работу педагогов и методистов нередко заменяли яркие лозунги, способные на первых порах увлечь значительное количество преподавателей. Вместе с тем сторонники более осторожного подхода и всестороннего учета опыта лучших дореволюционных и зарубежных педагогов нередко воспринимались как ретрограды, не способные идти в ногу со временем и находящиеся под враждебным влиянием. В соответствии с «духом времени» нередко предъявлялись и более суровые обвинения, результатом которых были суровые репрессии или по меньшей мере отлучение от работы со школьниками.

К концу 1920-х годов становятся все более очевидными существенные просчеты в организации народного образования, не удовлетворял растущих потребностей страны и уровень лингвистической подготовки выпускников школ. В этом отношении особенно бросалось в глаза отсутствие устойчивых навыков правописания, неспособность выпускников правильно оформлять свои высказывания, низкий уровень теоретических знаний о языке. О наиболее важной причине имевшихся в школе недостатков хорошо сказал

Народный комиссар просвещения А.Б. Луначарский: «Бывают эпохи бурные, во время которых человечество совершает огромный скачок вперед, во время которых оно ломает все устарелое, и ломает скорее, чем может определить во многих, по крайней мере, разделах жизни, чем же новым это устарелое должно быть заменено».

Вместо последовательного совершенствования школы одна за другой следовали кардинальные реформы.

Едва ли не главной ошибкой в организации обучения стало введение комплексных программ, в соответствии с которыми преподавание русского языка (как и других учебных дисциплин) в качестве самостоятельного предмета прекратилось. При такой организации образования отдельные лингвистические сведения предполагалось давать в связи с изучением широких тем, охватывающих материал самых различных естественных и общественных наук.

Основная идея комплексных программ — усиление (реально — гипертрофия) межпредметных связей. Так, параллельно с темой «Сельское хозяйство» предполагалось изучение народных говоров, фонетику рекомендовалось преподавать в связи с анатомией человека и антрополого-географией, а неологизмы, архаизмы, заимствования – в связи с теорией дарвинизма. Наиболее естественно с комплексными программами сочеталась работа по развитию речи — пересказы, составление планов и тезисов, усвоение новых слов и т.п., однако для многих традиционных тем, необходимых для усвоения закономерностей родного языка, оказалось практически невозможным найти хотя бы минимальные «сцепления» с комплексами.

Интересно
Разумеется, лучшие педагоги призывали не фетишизировать комплексность и выделять специальное время на изучение правил правописания и грамматики (позднее такой подход был введен и в программу), однако общие результаты внедрения комплексных программ оказались далеки от запланированных достижений. Опыт внедрения комплексных программ показал, что на уроке невозможно работать над чрезмерно широкой темой, а переоценка значимости межпредметных связей столь же нежелательна, как и их недооценка.

Уровень подготовки школьников не улучшился и после внедрения в конце 20-х годов метода «проектов», в соответствии с которым систематическое добывание знаний в школе заменялось участием в разного рода кампаниях, в ходе которых, как предполагалось, ученики усвоят необходимые знания, приобретут соответствующие умения и навыки, скорее поймут необходимость получения образования для дальнейшей жизни.

Теоретики подобной организации учебно-воспитательного процесса (В.Н. Шульгин, М.Б. Крупенина и др.) постоянно говорили об отмирании школы, ее преобразовании в школу-производство; соответственно место прежнего учителя должен был занять «организатор детской среды, организатор делпроектов».

По словам В.Н. Шульгина, «дети будут учиться в процессе работы, так же, как и взрослые. Переходя от одного вида труда к другому, от одного производства в другое, от работы на фабрике к работе в поле, ребенок будет знакомиться с основами производства, приобретать нужные навыки».

Вполне понятно, что на занятия по основам наук в таком случае просто не хватало времени, хотя декларативно необходимость изучения родного языка постоянно отмечалась, существовал даже определенный круг сведений, обязательных для усвоения в каждом классе. Негативные итоги внедрения метода проектов в очередной раз подтвердили, что игнорирование многовекового опыта проведения учебных занятий в форме уроков заканчивается тя­желыми последствиями.

Отрицанием традиционной классно-урочной системы был и активно внедрявшийся в послереволюционные годы бригадно­-лабораторный метод, в соответствии с которым группа учащихся объединялась в коллектив, самостоятельно выбирающий день и час занятий. В запланированное время бригада приходила в лабораторию или кабинет, преподаватель давал вводные указания и на специальных карточках отмечал проработку соответствующей темы.

Под руководством лучших учителей подобная организация занятий при условии высокой сознательности учащихся и одинакового уровня подготовки членов группы приносила хорошие результаты. Однако вполне естественно, что взаимопомощь детей не в состоянии заменить изложение нового материала учителем-профессионалом, а минимализация контроля за знаниями всегда позволяет нерадивым ученикам работать меньше, чем им необходимо.

Поэтому общие результаты работы по бригадно-лабораторному методу оказались катастрофическими. Красивая идея вошла в конфликт с российскими реалиями, преодолеть которые мало кому удалось.

Существовавший уровень подготовки учащихся не мог удовлетворить требований общества к выпускникам школы. По словам заместителя Наркома просвещения РСФСР К. Мальцева, все содержание комплексных и проектных программ «было направлено на расширение общественно-политического кругозора ребят и на организацию проводимой ими общественно-политической работы. Именно этими недостатками программ объясняется, что в наших школах ребята больше занимаются общественно-полезной работой, производительным трудом, заучиванием коммунистических лозунгов и меньше изучением основ наук и накоплением необходимых знаний». К сожалению, советские чиновники хорошо видели все недостатки того
или иного метода только после его насильственного внедрения по всей стране.

Интересно
В 30-50-х годах прошлого века дидактическое наследство первого послереволюционного периода нередко квалифицировали как «прожектерство», «космополитическое подражание Западу» и даже сознательное «вредительство» буржуазных ученых. Разумеется, эти хлесткие ярлыки не имеют сколько-нибудь серьезных оснований, однако опыт рассматриваемого периода показал, что скоропалительные решения, не основанные на тщательной экспериментальной проверке, способны существенно снизить уровень подготовки учащихся.

К сожалению, разного рода прожектерских начинаний советская школа не избежала и в последующие десятилетия. Показательно, что всегда находились специалисты по объяснению причин очередной проваленной реформы, но мало кто был способен заранее предусмотреть результаты официально рекомендуемых нововведений. Царивший в стране страх в полной мере распространялся и на систему народного образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)