Общая уголовно-правовая и криминологическая характеристика взяточничества

Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 304 (Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) УК РФ:

  • Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 290 (Получение взятки) УК РФ.
  • Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 291 (Дача взятки) УК РФ.
  • Уголовно правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 291.1 (Посредничество во взяточничестве) УК РФ.
  • Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 291.2 (Мелкое взяточничество) УК РФ.

Проблемы квалификации взяточничества. Взяточничество существовало на протяжении развития всего человеческого общества. А борьба со взяточничеством в России имеет многовековую историю. Для борьбы со взяточничеством уже в Русской Правде (ст. 42 Краткой редакции Русской Правды (Правды Ярослава) и ст. 9 Пространной редакции (Правды Ярославичей) указывалось на допустимые размеры материального обеспечения представителей власти общиной.

Прямой запрет на получение материальных ценностей лицами, рассматривавшими судебные дела и жалобы, содержатся в Судебнике 1497 г. Ст. 1 предписывала, чтобы «Посулов боярам и окольничьим, и диакам от суда … не имети никому» (под посулами понималось получение гостинцев, поборов, взяток). Правда в Судебнике 1497 г отсутствовали определенные санкции за получение посулов, виновный мог быть наказан главой государства по своему усмотрению.

Определенные санкции были установлены только в Судебнике 1550 г. они предусматривали наказание в виде возмещения истцу суммы иска и всех судебных пошлин в трехкратном размере. Например, дьяк, совершивший подлог в протоколе судебного заседания либо неправильно записавший показания сторон или свидетелей за вознаграждение, уплачивал истцу половину суммы иска, а другую половину возмещал боярин, рассматривавший дело в суде, который должен был следить за своим подчиненным во врем судебного процесса и правильностью показаний. Кроме материального возмещения дьяк подлежал судебному заключению, срок которого определялся царем Иваном Грозным.

Судебник 1550 г. различал лихоимство и мздоимство. До 16 в. под лихоимством подразумевалась скупость и корыстолюбие. Мздоимством занимались сборщики податей (мзды). В Судебнике 1550 г. эти понятия были юридически закреплены.

Лихоимство – это выполнение должностных обязанностей лицом, получившим вознаграждение при рассмотрении дела или жалобы в суде вопреки интересам правосудия.

Мздоимство – получение из корыстных побуждений таким лицом установленных законом пошлин свыше нормы.

В Соборном Уложении 1649 г. расширен круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за получение взяток. Субъектами таких преступлений были не только судьи, но и воеводы, дьяки и всякие приказные люди. Интересно, что в Уложении была впервые введена уголовная ответственность за так называемое мнимое посредничество во взяточничестве, когда кто-либо будто бы для передачи судье берет от взяткодателя предмет взятки в целях принятия для взяткодателя выгодного решения, а фактически присвоит его. Наказание предусматривалось и за вымогательство взятки.

Однако и в Уложении отсутствовала определенность назначаемого наказания. Не только закон, но и конкретные приговоры очень часто определяли лишь род наказания, но не его степень и размеры. Например, при заключении не определялся его срок «вкинуть в тюрьму до государева указа». Встречаются и совсем неопределенные формулы: «быть в опале и в казни», «быть в великой опале и в жестоком наказанье, и в вечном разоренье». Поэтому даже после вынесения приговора осужденный часто не имел полного представления о грозящем ему наказании.

Петр 1 вводит строжайшее наказание за получение и дачу взятки. В Указе от 23 августа 1713 г. установлено, что «Для взявших деньги и давших деньги, полоить на плаху, и от плахи подняв бить кнутом без пощады и сослать на каторгу в Азов с женами и с детьми. Кто сделает это впредь – тому быть в смертной казни без пощады». Как уже говорилось, в 1711 г. был создан институт фискалов, в чью компетенцию входил контроль за деятельностью государственных чиновников.

Об эффективности таких мер В.О. Ключевский пишет: «При Петре 1 казнокрадство и взяточничество достигли таких размеров небывалых прежде – разве только после».

В 5 разделе «О преступлениях и проступках на службе государственной и общественной» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержались статьи, предусматривающие наказание за взяточничество. В ст.ст. 272 и 373 Уложения давалось определение двух разновидностей лихоимства.

Первая — принятие подарка без нарушения обязанностей по службе и различался в зависимости от того, было или не было предварительное согласие на получение взятки (т. н. взятка-подкуп и взятка-вознаграждение). Наказывалось денежным взысканием не свыше двойной цены подарка и отрешением от должности.

Ст. 373 определяла состав лихоимства в связи с нарушением чиновником своих должностных обязанностей. При совершении этого преступления виновный лишался прав, преимуществ и отдавался в исправительные арестантские отделения. Высшей степенью лихоимства в соответствии со ст. 377 Уложения было вымогательство взятки путем притеснения или угрозы.

В УК РСФСР 1922 г. предусматривалась уголовная ответственность за:

  • присвоение должностным лицом денег или ценностей, находящихся в его ведении;
  • получение, дача взятки и посредничество во взяточничестве;
  • провокация взятки.

В УК РСФСР 1926 г. система должностных преступлений в основном была сохранена. Постановлением ВЦИК и СНК от 31 октября 1927 г. из санкций статей об ответственности за должностные преступления была исключена высшая мера наказания – расстрел. Интересен факт предупреждения коррупции советского периода, который стал известен только после перестройки из рассекреченных документов.

Еще во время Ленина начала складываться негласная система поощрения большевистских начальников – несмотря на декрет о партмаксимуме от 23 июня 1921 г., согласно которому зарплата ответственных работников не должна была превышать 150% от уровня средней зарплаты в подконтрольных им учреждениях и предприятиях.

Сам лидер мировой революции еще в декабре 1917 г. утвердил себе оклад в 500 рублей, что примерно соответствовало заработку квалифицированного рабочего. По предложению Ленина, высокопоставленные партийцы не имели права получать дополнительные доходы – в частности, гонорары за книги и статьи. То есть на словах большевистское начальство работало ради высокой идеи, тем не менее, ее постоянно подпитывали материально.

В 1918 г. при Народном комиссаре продовольствия и его отделениях появились первые распределители для выдачи особых видов пайков высшим большевистским начальникам, командирам РККА и наркомам. Через год к избранным добавились чекисты, директора и главные инженеры крупных предприятий, а также партийные функционеры до уездного уровня включительно. Таким образом, определился круг людей, имеющих право на дополнительные материальные блага.

В 1922 г. был образован ГОН – гараж особого назначения, обслуживающий руководство страны. Появилась система распределения персональных автомобилей, быстро распространившаяся во всех уголках государства.

Примерно в это же время бывшие дворянские усадьбы стали передавать партийным функционерам. Например, сам Ленин жил в Горках – когда-то это имение принадлежало вдове Саввы Морозова. Соответственно, в губернских городах местные начальники в качестве дач получили лучшие загородные дома свергнутых помещиков.

В 1931 г. карточная система в СССР претерпела существенные изменения, она стала насчитывать 5 категорий: Высшая (литера А) служила для обеспечения секретарей ЦК ВКП (б) и ЦК ВЛКСМ, а также наркомов и их заместителей. Вторая (литера Б) предназначалась для других партийных работников, в том числе академиков АН СССР и членов Союза писателей, других творческих объединений. Низшие категории (первая, вторая и третья) были отведены для остальных граждан – и тоже существенно отличались друг от друга в соответствующую сторону. Понятно, что введение синих конвертов, введенное Сталиным в течение 1932-1935 гг., явилось логичным продолжением уже сложившейся практики поощрения советских и партийных органов.

Историки сходятся во мнении, что «вождь народов» пошел на такой шаг по 2 причинам. Во-первых, ему, как и любому руководителю, требовалась лояльность подчиненных. Когда человек понимает, из чьих рук кормится, у него не возникает желания идти против собственного благодетеля. А во-вторых, Сталин считал, что система тайных доплат станет противовесом взяточничеству. Зачем идти против закона, если закон позволяет, не рискуя, получать деньги.

Интересно
Прав ли был Иосиф Виссарионович? По-своему, да. Конечно, тайная система денежных поощрений у кого-то вызывала не только радость, но и зависть. И, соответственно, в адрес вождя шли потоки доносов, целью которых было свалить соперников на пути карьерного роста. Но, в конце концов, Сталин платил партаппаратчикам не из своего кармана.

А товарищи из ОГПУ и позже НКВД не давали большинству номенклатурщиков засижи ваться на своих теплых местах, расстреливая верных ленинцев и отправляя их в лагеря, тем самым освобождая заветные должности для претендентов. Конверты назывались синими из-за первоначального цвета. Наиболее высоки начальникам их доставляли прямо в кабинеты. Менее важные чиновники получали их в сберкассе. Позже, когда цвет конверта сменился, их все равно называли синими.

Какие суммы находились в конвертах? Это зависело от должности и личного расположения Сталина. Бумаги из местных архивов свидетельствуют, что парторги и директора крупных предприятий, а также партийные руководители ниже второго секретаря райкома получали ежемесячные суммы, равные их зарплате (правда, из них не вычитались партийные взносы).

Чиновникам более высокого ранга платили больше. Например, Александр Ляшко в 1951 г. работал первым секретарем донецкого обкома КП Украины в книге воспоминаний «Груз памяти» указывал, что его зарплата составляла 1800 рублей, а конверт содержал 4000 рублей.

В Москве члены коллегии союзного министерства и приравненные к ним заведующие секторами ЦК дополнительно получали по 5000 рублей, заместители министров и заместители зав. отделами ЦК – по 10 000 рублей, а первые заместители – по 15 000 рублей.

Министры и зав. отделами получали конверты с 20 000 рублей (при официальной зарплате в 5000 рублей). Для сравнения, согласно документам Кемеровского обкома КПСС, столяр в этой организации получал 740 рублей в месяц без всякого дополнительного денежного довольствия, гардеробщицы – по 270 рублей.

О самом Сталине известно, что до войны, при месячном окладе в 1200 рублей, он получал конверт с 7000 рублей. После войны зарплата вождя выросла до 10000 рублей, видимо, и сумма в конверте также увеличилась.

После смерти Сталина против системы синих конвертов выступил Лаврентий Берия (на то время – первый заместитель председателя Совета Министров СССР и министр МВД СССР) и Георгий Маленков (председатель Совета Министров СССР). Не исключено, что свою роль сыграли популистские мотивы – оба посчитали, что такая мера поможет им завоевать любовь народа.

В мае 1953 г. Маленков своим распоряжением вдвое уменьшил сумму дополнительных выплат высшим партаппаратчикам и совсем отменил их на уровне райкомов. Это вызвало бурю негодования на местах. Однако народ подковерной борьбы своих начальников практически не заметил. Зато опрометчивый шаг Берии и Маленкова дал Хрущеву возможность стать во главе государства. Из-за попытки отмены синих конвертов Берия остался без поддержки пар таппаратчиков, в том же 1953 г. его арестовали по обвинению в шпионаже и стремлении к ликвидации советского строя.

Маленков продержался до 1955 г., когда Хрущев его обвинил в ревизионизме и решением ЦК КПСС, где у бывшего предсовмина не нашлось сторонников, его назначили министром электростанций, а позже – директором Экибастузской электростанции. Хрущев победил, потому что обещал сохранить конверты. Но очень скоро он понял, что дополнительно довольствие партаппаратчиков стало непосильной ношей для бюджета страны. Уже в январе 1957 г. ежемесячные выплаты номенклатурщикам отменили. Всем партийным, советским и хозяйственным чиновникам оставили 13 зарплату (сумму оклада, выдававшуюся раз в год), а также «лечебные» (еще один оклад, предназначавшийся для поправки здоровья).

В результате популярность самого Хрущева среди аппаратчиков резко упала. И в конце концов в 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил его от должности первого секретаря. Это была запоздалая месть отлученной от кормушки номенклатуры. Но пришедший к власти Брежнев систему синих конвертов возрождать не стал. Партийные чиновники стали кормиться взятками (в том числе и от представителей теневого бизнеса) – и всевозрастающий уровень коррупции в стране привел к развалу некогда грозной страны.

В УК РСФСР 1960 г. взяточничество предусматривалось ст.ст. 7 главы (Должностные преступления). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 г. «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество» за получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах санкция статьи дополнялась указанием на возможность применения смертной казни с конфискацией имущества. Указ выделил посредничество во взяточничестве в самостоятельный состав преступления – ст. 174.1.

В настоящее время уголовное наказание за взяточничество предусматривается:

  • ст. 290 (Получение взятки) УК РФ;
  • ст. 291 (Дача взятки) УК РФ;
  • ст. 291.1 (Посредничество во взяточничестве) УК РФ;
  • ст. 292.2 (Мелкое взяточничество) УК РФ.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)