Оценка изменения расходов ОАО РЖД и себестоимости 1 руб. продукции

В качестве факторов, вызывающих рост или снижение сумм расходов организации, рассматривают изменения объемов производства (продаж) продукции, работ, услуг (далее — продукции) и удельных затрат на единицу продукции. Объемы производства (продаж) могут быть измерены в натуральном V, условно натуральном V pr или стоимостном выражении W.

Для оценки уровня удельных затрат на производство продукции (в том числе и на перевозки) могут быть вычислены два варианта показателей:

  • показатели себестоимости единицы продукции e = E/V;
  • показатели себестоимости 1 руб. выручки от продаж (стоимости произведенной продукции) c = E/W. Этот показатель отражает уровень рентабельности продаж RW — прибыли от продаж, приходящейся на 1 руб. выручки от продаж, поскольку RW = 1 – c, или c = 1 – RW.

Соответственно, могут иметь место две аналитические модели взаимосвязи факторов, определяющих затраты на производство (себестоимость проданной продукции): 1) E = Ve; 2) E = Wc. Причем величины показателей себестоимости единицы продукции 1 руб. выручки от продаж взаимосвязаны следующим образом: c = e/p, где p — средняя цена единицы продукции.

Отсюда и две схемы анализа:

Во второй модели факторы W и c не являются независимыми переменными. Они связаны между собой через фактор p — «средняя цена единицы продукции». Его изменение сказывается одновременно и разнонаправленно на сумме выручки от продаж и себестоимости 1 руб. проданной продукции, но не влияет на величину расходов.

По этой причине вторая модель не может считаться аналитической. Известно, что для оценки влияния на финансовые результативные показатели (расходы, прибыль) изменений объемов продаж, структурных сдвигов в составе продукции по ее видам, себестоимости 1 руб. продаж используются сведения о стоимости продаж отчетного периода в неизменных ценах (в ценах базисного периода) W * = åV p.

На их основе рассчитываются темпы роста объемов продаж в целом по организации и по отдельным видам продукции (J W i =W * /W =Vi1 /Vi 0 = JV ).

Себестоимость 1 руб. продукции (и соответственно уровень рентабельности продаж) по видам деятельности неодинаковы.

Поэтому при различных темпах роста объемов продаж по видам деятельности на величине средних по акционерному обществу показателей себестоимости (рентабельности) продаж будут сказываться изменения в составе (структуре) продаж и уровней показателей себестоимости (рентабельности) продаж по видам деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)