Общая методика прокурорской проверки
Под методикой понимается совокупность приемов и методов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих этим нарушениям обстоятельств.
Перед проведением проверки исполнения законов в сфере экологии необходимо:
- ознакомиться с приказами и иными руководящими документами Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации (и им равных), по предмету предстоящей проверки;
- тщательно изучить законодательные и подзаконные нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к проверяемому объекту, а также ведомственные документы, отражающие характер и специфику деятельности объекта и его структурных подразделений (заблаговременно истребовав их из соответствующего органа).
Анализу и обобщению подлежат сведения из источников информации. Важно уяснить типичные нарушения законов, которые ранее выявлялись на планируемом к проверке либо аналогичных ему объектах, а также причины и условия, способствующие таким нарушениям.
Следует составить план либо программу проверки, обозначив:
- непосредственные объекты проверки, их характеристику;
- список специалистов государственных контролирующих органов, специалистов-экологов с указанием участка работы, за который они должны отвечать, и формы их участия (ревизия, замеры, исследование и т.д.);
- перечень вопросов, подлежащих выяснению, в том числе для специалистов (при этом прокурор не должен подменять контролирующий орган в вопросах, относящихся к компетенции последнего).
Специалистов-экологов целесообразно привлекать как на этапе подготовки прокурорской проверки (для оказания помощи при определении круга вопросов и объектов, подлежащих проверке), так и в ходе проверки для решения вопросов, требующих специальных познаний.
Непосредственно перед проверкой необходимо провести инструктаж ее участников и уведомить руководство проверяемого объекта о предстоящей проверке.
При проведении проверки в органе местного самоуправления основной акцент делается на вопросах соответствия законам издаваемых им правовых актов, а именно:
- не вышел ли орган за пределы его компетенции;
- не допущены ли в актах нарушения норм экологического законодательства, ограничивающие права и свободы граждан в сфере экологии или устанавливающие не предусмотренные законом обязанности;
- не противоречит ли акт ранее изданным данным органом документам;
- соответствует ли содержание акта объективной реальности.
В случае несоответствия актов экологическому законодательству необходимо выяснить причины и условия, способствовавшие изданию такого акта с целью предупреждения издания иных незаконных актов. Следует также истребовать устные или письменные объяснения от соответствующих должностных лиц.
В результате их бездействия зачастую нарушаются законные права и интересы граждан.
В органах экологического контроля, а также органах санитарно-эпидемиологического надзора в качестве самостоятельных предметов проверки могут выступать:
- законность и полнота мер, принимаемых по фактам совершения административных проступков в сфере экологии;
- своевременность и качество рассмотрения и разрешения жалоб и обращений граждан о нарушениях экологического законодательства;
- правомерность осуществления соответствующим органом лицензионно-разрешительной деятельности;
- добросовестность фиксирования и направления в правоохранительные органы материалов по фактам уголовно наказуемых деяний;
- обоснованность выдачи согласований и разрешений по конкретным вопросам, а также правильность организации и проведения государственной экологической экспертизы.
В качестве самостоятельного направления выделяется проверка исполнения законов в сфере экологии хозяйствующими субъектами, здесь должны быть задействованы специалисты органов экологического контроля.
Прокурор выясняет следующее:
- соответствует ли закону изданная на предприятии документация по вопросам природопользования и охраны окружающей природной среды;
- соответствует ли выпускаемая продукция экологическим и санитарным нормам (наличие подтверждающей это документации), достаточно ли оснащены предприятия специальными очистными сооружениями и установками (по установленным стандартам);
- наличие у предприятия лицензии на природопользование, обращение с отходами, разрешения на выбросы и сбросы
- своевременность и полноту платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды;
- соблюдение установленных норм ПДК, ПДВ, учет видов загрязняющих веществ, аварийных выбросов;
- степень готовности предприятий к ликвидации последствий возможных техногенных аварий, стихийных бедствий.
Проверка исполнения законодательства хозяйствующими субъектами не должна подменять деятельность государственных специально уполномоченных контролирующих органов в области охраны природной среды и использования ее ресурсов.
Прокурор должен вмешиваться, если исчерпаны все возможности контролирующих органов, когда хозяйствующими субъектами нарушаются права граждан, с целью оценки полноты мер, применяемых к нарушителям экологического законодательства государственными контролирующими органами.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу