Общая характеристика политических и правовых учений античности

Государственность в Древней Греции возникла в начале I тысячелетия до н. э. в форме городов-государств – полисов. К середине I тысячелетия до н. э. древнегреческие полисы достигли своего расцвета, как экономического, так и политического. Этому способствовала развитая морская торговля.

Они стали центрами культуры, науки и философии.

Политико-правовую мысль Древней Греции принято делить на три периода:

  • космологический (IX-VI вв. до н. э.). Становление политического мышления происходит одновременно со становлением древнегреческой государственности. Однако политическим мышление можно назвать условно, поскольку оно еще не получило самостоятельного развития. Внимание мыслителей уделялось первоначальным основам бытия. Представители этого периода: Гомер, Гесиод, «семь мудрецов», Пифагор, Гераклит;
  • софистский (V – первая половина IV вв. до н. э.) – это время расцвета древнегреческой философской и политикоправовой мысли. Яркими представителями этого периода являются Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель;
  • метафизический (вторая половина IV – II вв. до н. э.) – период упадка древнегреческой государственности, когда греческие полисы попали под власть Македонии и Рима. Политикоправовая мысль этого периода представлена учениями Эпикура, стоиков и Полибия.

Однако междоусобные войны привели в упадок древнегреческие города-государства. Во второй половине IV в. до н. э. они были покорены Македонией, а позже (II в. до н. э.) – Римом.

Общие черты древнегреческой политико-правовой мысли:

  1. Политико-правовые концепции разрабатывались в рамках общефилософских учений, за исключением первых, ранних представлений Гомера, Г есиода.
  2. Политико-правовые представления основаны на эмпирических знаниях. Проблемы возникновения государств, классификация форм правления, техника отправления власти – это те вопросы, которые разрабатывались благодаря опыту, накопленному в полисах.
  3. Этический характер учений, которые опирались на такие нравственные идеалы как, свобода и равенство.

В полисах устанавливаются разные формы правления: демократия в Афинах и Абдерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии (с пережитками царского и военно-лагерного правления) в Спарте, тирания в Сиракузах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)