Общая характеристика культуры XX в

В ХХ в. произошли значительные изменения в жизни общества и культуры, осуществился переход к новой культурно-исторической стадии. Изменилась региональная характеристика «европейской» культуры – она реализуется в странах Европы, Северной Америке и ряде стран Востока.

В XX в. технический прогресс перешел в новую стадию – научно-техническую. Мир начал переживать смену факторов, определяющих культурное развитие общества.

Сегодня только страны с динамично развивающимся научно-технологическим комплексом могут сохранять свои ведущие позиции. Мир вступил в эпоху быстрой глобализации экономики. Особенностью современной ситуации является формирование общего информационного пространства, вызванного интенсификацией информационных процессов. Такие символы информационной революции как Интернет, персональный компьютер, – положили начало новым технологиям в производстве, образовании, культуре, стали главным фактором изменения качества жизни, перехода к информационному обществу. Появилось понятие иносфера – формирующая информационная оболочка Земли.

Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Проникновение современных технологий в различные сферы жизни общества будет иметь далеко идущие социально-экономические и культурные последствия, а также воздействовать на личностное сознание. Мы можем говорить о сетевом образе мира. В то же время тенденция развития глобальной информатизации общества выявила проблему информационного неравенства, когда информационная среда оказывается в различной степени доступной и в результате ряд стран вытесняется на обочину цивилизации.

В этих условиях возникает проблема поликультурной грамотности, основанная на сознании, что разнообразие – объективная характеристика мировой культуры. Кросс-культурная грамотность предполагает приоритет культурных универсалий над культурным разнообразием, так как именно культурные универсалии могут обеспечить глобальный диалог культур в их историческом развитии.

Сущностные черты информационного общества

  1. информационные технологии как стратегический фактор развития производительных сил современного общества;
  2. глобализация процессов и явлений, формирующих единый мир, единое информационное пространство, способствующая взаимопроникновению культур;
  3. изменение роли личности как главного источника обновления мира, понимание человека как целостной личности, реализующей свой потенциал во взаимодействии с природой, обществом и людьми;
  4. использование информационного и синергетического подходов во всех областях человеческой деятельности;
  5. расширение поля культуры, обусловленное проявлением информационных черт традиционных культур (новая коммуникация, поликультурность, замена монолога диалогом и полилогом) и возникновением новых (культура электронных СМИ, экранной, сетевой и др.);
  6. изменение статуса науки, предполагающей интенсивное использование научных знаний в различных сферах человеческой деятельности, сближение естественнонаучного и гуманитарного знания посредством преодоления узкой дисциплинарности, повышения значимости эмоциональной сферы, построения единой картины мира, гуманизацию и гуманитаризацию науки и научного знания.

В ХХ в. шел активный рост городов, в материально-культурной жизни появился феномен мегаполиса, порождающий новые проблемы и решения в социальной и культурной области. Рост производства приводит к истощению природных ресурсов, загрязнению и уничтожению природной среды, – к экологической катастрофе.

Происходят глобальные технологические изменения, возрастают риски неконтролируемых техногенных процессов и усиливаются последствия вызываемых ими катастроф. Сегодня явственно ощущается необходимость появления начал нового мышления, предполагающего изменение поведенческих установок. Причем дилемма, перед которой мы стоим, проста: либо эти поведенческие установки станут основой глобального взаимодействия, либо начнется глобальное столкновение цивилизаций, которое приведет к снижению технологического потенциала человечества до безопасного уровня.

В ХХ в. произошли серьезные социально-политические преобразования в жизни многих государств: претерпели изменения социально-политические устройства, принципиально важное значение имело появление в 1917 г. социалистической России, а в 1922 г. СССР. Разделение мира на социалистический и буржуазный, капиталистический, имело своим последствием усиление идеологический борьбы и появление политики холодной войны. После распада СССР в 1991 г. и реставрации капитализма в странах бывшего социалистического лагеря меняется модальность динамики развития всего мира.

Также культуру ХХ в. характеризует появление в 30-40-е гг. тоталитарных режимов с открыто антидемократическими методами правления, ущемлением прав и свобод граждан, однопартийностью, опорой на карательные органы.

Для социально-политической деятельности ХХ в. характерны многочисленные попытки объединения европейских стран: создание Лиги Наций (1919 г.), ООН, ЮНЕСКО (1946 г.), ЕЭС (1957 г.).

Особенностью развития образования ХХ в. в западноевропейских странах следует считать быстрое внедрение новых обучающих технологий, обучающей техники. В Женеве создано Международное бюро образования (с 1972 г.), которое проводит систематическое изучение методов оценки среднего образования, применяемого в разных странах. Концепция непрерывного образования одобрена ЮНЕСКО и рядом международных и региональных организаций. В науке все активнее идет процесс дифференциации и углубления знаний. Энциклопедизм, характерный для ученых прежних периодов, ушел навсегда. Растет число специалистов в узких областях знаний.

Культура ХХ в. – это радикально новые и прежде неизвестные типы художественного и философского выражения: технические виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие философские методы и художественное мышление. Это период развития аудиовизуальных средств художественного творчества. Кино и телевидение формируют новые эстетические потребности и вкусы, отодвигая на второй план чтение. В разных возрастных группах растет число «нечитателей».

В структуре и типологии культуры ХХ в. не менее показательны и «зияния», то есть исчезновение либо маргинализация видов, типов, жанров искусства и мышления, которые прежде играли в системе культуры чрезвычайно существенную роль.

Так, резко сокращается значение реалистического изобразительного искусства, которое ограничивается рамками обывательского салона и идеологического обслуживания некоторых тоталитарных режимов. При явном разрастании сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к сфере массовой культуры при всей предполагаемой элитарности) сокращается и маргинализируется сфера «большого» религиозного мышления и серьезной теологии.

Социальная стратификация смыслов и ценностей культуры имеет, очевидно, тот же исторический возраст, что и классовое расслоение. Однако, такой специфический феномен, как массовая культура, выделяет ХХ в. среди прочих исторических эпох. Типологически его культура выстраивается вокруг главной проблемы эпохи: увязать между собой высокое, почти культовое отношение к культуре и культурности с радикальным и систематическим негативизмом по отношению к культуре и культурности.

К 90-м гг. стало вполне очевидно, что в искусстве «сегодняшнего дня» практически невозможны объекты или жесты, которые не были бы включены в циркулирование потребительской индустрии культуры. Видеозаписи и Интернет выводят любые художественные высказывания в более или менее массовый оборот (характеризуемый общедоступностью и анонимностью потребления).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)