Общая характеристика художественной культуры петровского времени

XVIII в. – очень важная веха в истории России. Он стал временем крупных перемен не только в экономических и социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре. Ряд факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии, определил особенности историко-культурного процесса в России в начале XVIII в.: дальнейшее “обмирщение” культуры и более быстрое развитие рационализма; утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей; преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития.

Реформы Петра затронули в той или иной степени все стороны экономики, государственного устройства, военного дела, просвещения, все аспекты общественной мысли, науки и культуры. Cхематически обозначая крайние суждения, восходящие к концепциям ХIХ в., одни авторы рассматривают искусство XVIII в. как, якобы, насильственно привитое, не национальное и не народное. Другие авторы объясняют художественное творчество XVIII в. исходя из его средневековой предыстории. Тем самым искусство нового времени изолируется от общеевропейского процесса, уменьшается значение мирового опыта для развития отечественной культуры. Современная наука основывается на признании важнейшей роли происходившая в то время перелома.

Это был переход от средневековья к новому времени. Россия к этому перелому пришла на двести-триста лет позже, чем Италия или Франция. Естественно, переход не был механическим заимствованием. Семь веков длилась величественная эпоха древнерусского искусства. Переход от древнерусского к новому, русскому искусству был сложен, многообразен, не всегда последователен, но подготовлен предшествующим развитием. Отечественное искусство за полвека сумело пройти путь, который многие страны проделали за два-три столетия. Искусство становится светским и общегосударственным делом, меняются взаимоотношения между заказчиком и художником.

Меняется состав художественных сил. Наряду с иностранцами, работают русские мастера, учившиеся за границей, так называемые пенсионеры. XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии примерно пятидесяти лет Россия предстала в обновленном виде – с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств с множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

Ни один из русских городов, включая Москву, не обладал такими качествами. Эту роль предстояло выполнить новой столице. Только Петербург мог стать «плацдармом для развития в России ренессансоподобных культурных процессов».

Град Петров Ф.М.Достоевский назвал «умышленным», а «умысел» его состоял в том, чтобы сделать этот город «носителем новой – просветительской – модификации» русской культуры. Созданием Петербурга был совершен второй радикальный поворот России к Европе: первый был осуществлен киевским князем Владимиром, приобщившим народ к западному типу религии – христианству. Петр подтвердил эту ориентацию, осуществи европеизацию России на светском просветительском уровне. Петербург – это город, целые периоды в иcтории которого называют по именам художников слова – «пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока».

Развитие архитектуры нового времени связано с основанием Петербурга, строительство которого стало великим экспериментом, а русская архитектура заняла достойное место в мировом архитектурном наследии. Название города тогда звучало немного иначе – Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха). Сам факт возведения столичного города заново и в сжатые сроки беспрецедентен, Европа подобного не знала.

Город складывался как крепость, порт, столица. В петровское время стилистика еще не найдена, несмотря на то, что общие традиции и привычка преобладали, но Петербург отличается от всех российских городов. Для архитектуры XVIII в. характерны три стилевых направления: архитектура петровского времени или барокко петровское, барокко елизаветинское или растреллиевское, классицизм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)