Обшая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях

Многие психические состояния, наблюдаемые при возникновении экстремальных ситуаций, могут быть отнесены к группе так называемых психогенных расстройств. Чаще всего к ним относят разнообразные невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и реактивные психозы. Общая особенность всех этих расстройств заключается в том, что они имеют ситуативно-обусловленный характер. Их интенсивность зависит от характера патогенных обстоятельств, к которым относятся: специфика факторов обстановки, острота и сила их воздействия, а также смысловое содержание психотравмы.

Следует отметить, что лечение психогенных или других психических расстройств не является задачей психолога. Лечение — это прерогатива врача-специалиста, в данном случае психиатра или психотерапевта. Однако психолог обязан иметь четкое представление о симптомах психических расстройств и уметь дифференцированно диагностировать состояния нормы и патологии. Умение психолога соотносить наблюдаемое состояние с нормой или патологией особенно актуально при возникновении экстремальных ситуаций, когда своевременное оказание психологической или первой доврачебной помощи позволяет в ряде случаев избежать более тяжелых последствий. С этой точки зрения представляется целесообразным более подробно рассмотреть особенности психогенных нарушений при возникновении экстремальных ситуаций.

Согласно мнению, сложившемуся в современной медицине, психогенные расстройства могут быть разделены на две группы: с непсихотической симптоматикой (психогенные реакции и состояния) и с психотической симптоматикой (реактивные психозы). Основой разграничения служит наличие у больных второй группы выраженных нарушений психики, так называемых психотических форм патологии: грубые нарушения сознания, галлюцинации и бред, выраженные эмоциональные расстройства, психомоторные нарушения и т.п.

К первой группе психогенных расстройств относятся разнообразные расстройства невротического типа. Среди них: невроз тревоги (страха), истерический невроз, невротические фобии, невроз навязчивости, депрессивный невроз, неврастении и др. В эту же категорию входят и так называемые острые реакции на стресс.

Характеризуя психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф, Ю. А. Александровский и его коллеги считают целесообразным выделение трех диагностических групп:

  1. непатологические (физиологические ) невротические реакции (реакции на стресс, адаптационные реакции);
  2. невротические реакции и состояния;
  3. реактивные психозы. Каждая из этих трех групп имеет свои особенности и характеристики.

Так, непатологические невротические реакции характеризуются преобладанием эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранением адекватной самооценки и способности к целенаправленной деятельности. Психогенным патологическим реакциям свойственны: невротический уровень расстройств, астенический, депрессивный, истероидный и другие синдромы, снижение адекватности оценки происходящего и своих действий. Стабилизация невротических нарушений свидетельствует о развитии невротических состояний — неврастенический и другие неврозы, при этом отмечается значительное снижение адекватности оценки происходящего и самооценки личности.

Третья группа нарушений может проявляться в виде острых или затяжных реактивных психозов. Для острых реактивных психозов характерны аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью. Затяжным реактивным психозам присуще проявление депрессивных, пароноидальных, псевдодементных синдромов.

Данные группы нарушений и расстройств могут иметь характер динамического развития, постепенно сменять друг друга, переходя от непатологических форм к патологическим. Следует отметить, что разные этапы развития психогенных психических расстройств характеризуются различными клиническими проявлениями.

Например, для непатологических невротических проявлений характерны астенические нарушения, тревожная напряженность, вегетативные дисфункции, расстройства ночного сна, возникновение и декомпенсация психосоматических расстройств, снижение порога переносимости вредностей (причем указанные симптомы не объединяются в синдромы, поэтому существует возможность их полной самокоррекции).

При невротических реакциях отмечается контролируемое чувство тревоги и страха, разнообразные невротические расстройства. Кроме этого, возможна определенная декомпенсация личностно-типологических особенностей.

На следующем по степени тяжести психического состояния этапе — этапе неврозов — диагностируются стабилизированные и клинически оформившиеся невротические состояния, в том числе отчетливо выраженные депрессивные или астено-депрессивные, неврастенические, ипохондрические расстройства.

При реактивных психозах и аффективно-шоковых реакциях у лиц, попавших в экстремальную ситуацию, отмечается чувство страха, достигающее ощущения сиюминутной гибели, дезорганизация поведения (например, беспорядочное метание, паническое бегство или оцепенение, ступор), нарушение осознания окружающего, восприятия и осмысления, некритическое отношение к своему состоянию.

Несмотря на имеющиеся существенные особенности и различия, психические расстройства, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов среды обитания, вероятно, следует рассматривать как частные случаи психогенно спровоцированной психической дезадаптации. Именно к такому выводу приходят многие исследователи, занимающиеся проблемой адаптации и дезадаптации человека.

Проблема адаптации — одна из центральных проблем исследования человека и его организма. Благодаря такому феномену, как адаптация, все живые организмы получают возможность приспосабливаться к постоянным изменениям внешней среды и тем самым выживать. Человек как биологический объект также обладает способностью приспосабливаться к изменениям внешней среды. Эта способность человека постоянно совершенствовалась.

Однако по мере развития человеческого общества значение биологически адаптивных механизмов постепенно снижалось, а роль механизмов социальной адаптации возрастала. Несмотря на то что человек — биосоциальное существо, его социальная сущность в процессе филогенеза приобретала все более и более доминирующее значение. В результате социальная адаптация стала механизмом, обеспечивающим современному человеку безопасность в целом (в том числе безопасность от многих природных катаклизмов и других жизнеопасных воздействий) за счет соответствующего построения взаимоотношений между людьми.

Вместе с тем врачи-психиатры констатируют, что из года в год увеличивается значение социальных факторов в происхождении многих болезненных расстройств человека, и в первую очередь так называемых психогенных факторов. Психогении как бы заменяют физиогении в происхождении болезненных расстройств вообще и состояний психической дезадаптации в экстремальных условиях в частности.

Как и почему происходит возникновение психогенных расстройств? Существует несколько концепций, пытающихся ответить на этот вопрос. Одна из них — концепция об индивидуальном барьере психической адаптации — принадлежит Ю. А. Александровскому. По его мнению, при любом психотравмирующем воздействии, которое обусловливает возникновение нервно-психических расстройств, происходит нарушение наиболее сложных форм социально-детерминированного, адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее. В этом случае должны включаться определенные механизмы формирования нового стереотипа реагирования. Однако изменение поведенческого стереотипа происходит не у всех, поскольку у некоторых в психотравмирующей ситуации обнаруживается нехватка «степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования, т. е. человек не может преодолеть границы привычного для себя способа реагирования. Другими словами, человеку в экстремальной ситуации может оказаться недостаточно имеющихся у него социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления и количества. В результате создаются предпосылки для возникновения психогенных нарушений.

Таким образом, согласно данной концепции, у каждого человека существует некий барьер психической адаптации. Этот барьер как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека. Он базируется на двух основах — биологической и социальной и по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением. Следовательно, пока поведенческие реакции человека находятся в допустимых пределах и не выходят за пределы барьера психической адаптации, человек успешно адаптируется, но в случае «прорыва» или «разрушения» этого барьера происходит психический срыв, который может привести к развитию болезни.

Вероятно, данная концепция — одна из наиболее удачных концепций возникновения психогенных расстройств при экстремальных ситуациях. Вместе с тем следует отметить: хотя она и объясняет принципы возникновения психогенных расстройств (это очень существенно для медицины), но по ряду причин недостаточна для психолога.

Так, несмотря на то что Ю. А. Александровский признает значимость социальной составляющей человека для успешной его адаптации, он не рассматривает личностные особенности, влияющие на успешность адаптации и определяющие вероятность возникновения психогенных расстройств в экстремальных ситуациях.Подобная позиция автора концепции, возможно, обусловлена тем, что для него как врача важнее факт психогенного расстройства и понимание общих механизмов его возникновения, поскольку объект его деятельности — как правило, больной человек. Объект деятельности психолога — обычный, здоровый человек, поэтому ему важнее знать личностные особенности человека, обусловливающие возможность успешной адаптации в самых разнообразных условиях. Знание этих особенностей позволяет психологу прогнозировать успешность деятельности и вероятные последствия для здоровья при внезапно возникших экстремальных ситуациях.

Кроме этого, говоря о реакциях человека в экстремальных условиях, следует иметь в виду, что поведение человека — это не просто ответная реакция на внешнее воздействие. С точки зрения отечественной психологии поведение — это акт сознания, обусловленный, с одной стороны, воздействием факторов внешней среды обитания, а с другой — особенностями морально-нравственной сферы, актуальными мотивами, совокупностью компонентов Я-концепции и др. Следовательно, поведение человека чаще всего является активным, а не реактивным. Поэтому вести разговор о поведенческих реакциях вне рассмотрения личностных особенностях не совсем уместно. Это еще раз подчеркивает необходимость изучения тех личностных особенностей, которые определяют поведение человека в экстремальных условиях.

Но, рассматривая психогенные расстройства при возникновении экстремальных условий, следует подчеркнуть: помимо расстройств психиатрического плана существует целый класс нарушений, которые не могут рассматриваться как психические расстройства. Чаще всего их называют психологическими нарушениями, или реакциями на острый эмоциональный стресс. Большинство подобных реакций характерно для случаев, связанных с выполнением определенной профессиональной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)