Обшая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности

Деятельность человека всегда осуществляется в определенных условиях внешней среды. Все условия деятельности, в зависимости от выраженности угрозы для жизни человека, можно разделить на три категории: обычные (или нормальные), особые и экстремальные.

Следует отметить, что существует много различных подходов к построению классификаций условий внешней среды и деятельности. Все они относительны и, как правило, построены на каком-то одном или нескольких внешних показателях среды. Приведенная выше классификация также весьма условна, поскольку среда обитания человека чрезвычайно динамична, и даже самые обычные, на первый взгляд, условия деятельности внезапно могут превратиться в экстремальную ситуацию. Тем не менее данная классификация опирается на вполне объективные критерии и потому может считаться наиболее общей классификацией условий деятельности человека.

К критериям, которые легли в основу данной классификации, относятся: степень нервно-психического напряжения, сопровождающего выполнение деятельности, или адаптацию к изменившимся условиям деятельности, а также степень выраженности реальной витальной угрозы.

Даже самая простая деятельность сопровождается определенным уровнем нервно-психического напряжения. Это обусловлено тем, что на человека всегда воздействует множество раздражителей внешней среды. Данное явление было названо П. К. Анохиным обстановочной афферентацией. Организм учитывает эти раздражители и отвечает на них определенной реакцией, что обеспечивает его сохранность и целостность. На одни внешние воздействия организм отвечает привычной, свойственной ему ответной реакцией. Такие реакции принято называть специфическими. На другие, необычные или непривычные воздействия, организм отвечает неспецифической реакцией, которая, как правило, сопровождается напряжением всех механизмов регуляции и мобилизации энергетических ресурсов. Это происходит потому, что организм не знает, как реагировать на незнакомый раздражитель. Ему необходимо время, чтобы сформировать адекватную реакцию на незнакомое внешнее воздействие. Вполне вероятно, что первые ответы организма будут неправильными, ошибочными. И ему придется неоднократно начинать с начала, пока не будет найдена или сформирована адекватная ответная реакция. Каждая новая попытка будет сопровождаться все более высоким уровнем напряжения регуляторных механизмов и приводить к значительной трате энергии. Поэтому чем более сложны условия деятельности, тем больше незнакомых или неспецифических факторов воздействуют на живой организм и тем выше уровень нервно-психического напряжения.

Возвращаясь к вышеприведенной классификации условий деятельности, следует отметить: рассматриваемые в ней условия деятельности действительно различаются по степени нервно-психической напряженности. Наименьший уровень напряженности свойствен обычным условиям деятельности, поскольку они привычны. Наивысший уровень напряжения характерен для экстремальных условий деятельности, так как в этих условиях на человека воздействует целый комплекс необычных для него раздражителей внешней среды.

Однако уровень нервно-психического напряжения не может рассматриваться как единственный и независимый критерий, по которому можно разделить все условия деятельности в соответствии с приведенной выше классификацией. Для подобного утверждения есть по крайней мере два основания.

Во-первых, каждый человек индивидуален. Два человека, находясь в одних и тех же условиях, выполняя одну и ту же деятельность, могут обладать различными функциональными состояниями и, соответственно, будут иметь различный уровень нервно-психического напряжения. Подобное явление обусловлено целым рядом причин: различием в отношении людей ко всему происходящему вокруг них или различием в отношении к выполняемой ими деятельности; различной оценкой значимости результатов выполняемой деятельности; различным уровнем профессиональной подготовки и др. Например, два человека одинаково быстро и качественно выполняют какую-то работу. Однако один из них более опытен и имеет более высокий уровень профессиональной подготовки, а другой — новичок. Соответственно новичок, стараясь достичь такой же производительности, как у более опытного товарища, вероятно, затрачивает значительно больше сил, поэтому уровень его нервно-психического напряжения будет существенно выше, хотя работают они в одних и тех же условиях. Подобное явление было названо В. И. Медведевым и А. Б. Леоновой «ценой» деятельности. «Цена» деятельности — это условная плата, которую человек платит для того, чтобы достигнуть определенного уровня производительности, или надежности деятельности. Чем выше «цена» деятельности, тем быстрее и больше расходуются функциональные резервы организма.

Во-вторых, человек как биосоциальная система обладает свойством, присущим всем живым существам, — способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. С течением времени он адаптируется к самым разнообразным условиям деятельности. Поэтому можно столкнуться с таким явлением: два человека, несмотря на то что выполняют какую-то одну деятельность, но в различных по сложности условиях, обладают примерно одинаковым уровнем нервно-психического напряжения. Следовательно, необходим еще хотя бы один критерий, который позволял бы более точно дифференцировать условия деятельности в соответствии с вышеприведенной классификацией. Таким критерием служит степень выраженности реальной витальной угрозы.

Бесспорно, чем выше степень выраженности реальной угрозы для жизни человека при выполнении деятельности в определенных условиях, тем выше его уровень нервно-психического напряжения. Бесспорно и то, что к реальной витальной угрозе человек не может адаптироваться. Любому психически здоровому человеку практически невозможно свыкнуться с мыслью о том, что он может погибнуть в любую минуту. Если же он привыкает к этой мысли, то, вероятно, правомочен вопрос о степени сохранности его личности или психической сферы. Таким образом, степень нервно-психического напряжения и выраженность реальной
витальной угрозы, взятые во взаимосвязи друг с другом, становятся тем критерием, который позволяет дифференцировать все условия деятельности на обычные, особые и экстремальные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)