Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности участкового уполномоченного полиции

Участковые уполномоченные полиции обладают большим объемом полномочий, которые позволяют им путем применения разнообразных методов и в различных формах активно участвовать в обеспечении прав и свобод граждан.

Участковые уполномоченные полиции наиболее приближены к населению своих административных участков. Они имеют достаточно возможностей для оперативного выявления и своевременного устранения различного рода угроз, действий, посягающих на права и свободы граждан.

Именно участковые уполномоченные полиции, решая возложенные на них задачи, выполняют правоохранительные функции.

К числу основных задач участкового уполномоченный полиции относятся следующие:

  • предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений и иных правонарушений, в т.ч. преступлений, совершаемых лицами, имеющими непогашенную (не снятую) судимость, бытовых преступлений, а также противоправных деяний, указанных в конкретных статьях УК и КоАП РФ;
  • осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
  • проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в т.ч. с лицами, состоящими под административным надзором;
  • осуществление приема граждан, рассмотрение их обращений.

При решении перечисленных выше задач участковый уполномоченный полиции принимает участие в предупреждении безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, в розыске лиц различных категорий, контроле за обеспечением условий хранения оружия и боеприпасов к нему, в обеспечении безопасности дорожного движения.

Таким образом, можно констатировать, что задачи, решаемые участковым уполномоченным полиции, тесно связаны с удовлетворением интересов любого человека и гражданина, т.к. строгое и неуклонное соблюдение требований нормативных правовых актов, стабильное состояние правопорядка являются главными гарантиями функционирования всей системы прав и свобод граждан.

Участковый уполномоченный полиции, реализуя возложенные на него задачи, руководствуется принципом беспристрастности.

Так, выступая в качестве представителя государства на определенной территории, участковый уполномоченный полиции принимает участие в обеспечении гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина.

В том числе при поступлении информации о дискриминации граждан участковый уполномоченный полиции участвует в сборе материалов проверки по соответствующей статье КоАП РФ.

Как представитель государства участковый уполномоченный полиции обеспечивает право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Так, в ходе проведения профилактического обхода участковый уполномоченный полиции должен уделять особое внимание информации о гражданах Российской Федерации, проживающих в жилых помещениях с нарушением правил регистрации, а также об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Российской Федерации с нарушением правил въезда либо режима пребывания.

В случае выявления нарушения вышеуказанных правил участковый уполномоченный полиции принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участковый уполномоченный полиции, реализуя свои полномочия, защищает права граждан на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).

Он наделён правом составлять протоколы об административных правонарушениях за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Участковый уполномоченный полиции в определенной мере защищает и право граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ).

Так, он должен способствовать привлечению граждан к участию в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин, в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Участковый уполномоченный полиции участвует и в пресечении проявлений экстремизма, охраняя тем самым право граждан на свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ).

Принимает меры, направленные на пресечение фактов пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, например путем привлечения к ответственности виновных лиц по ст. 20.3, 20.3.1, 20.29 КоАП РФ.

Интересно
В современных условиях большое значение имеет и деятельность участковых уполномоченных полиции, направленная на защиту права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).

Указанная защита реализуется путем применения мер как профилактического характера, так и путем применения мер административной ответственности.

В целях профилактического воздействия участковый уполномоченный полиции ставит на учет лиц, совершивших административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественнополитических или спортивно-массовых мероприятий.

Меры административной ответственности заключаются в полномочиях участкового уполномоченного полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях по таким составам, как:

  • статья 5.38 «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании»;
  • статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»;
  • статья 20.2.3 «Невыполнение обязанностей по информированию граждан, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии организатором публичного мероприятия решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо подача уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения».

На основании статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане имеют право участвовать в управлении делами государства, получать информацию от государственных органов о результатах работы.

Данное право накладывает на участковых уполномоченных полиции обязанность не реже одного раза в год отчитываться о результатах своей работы перед гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке, с опубликованием отчетной информации на официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях в сети Интернет.

Отчет участковых уполномоченных является «формой взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества».

Развитой компетенцией обладают участковые уполномоченные полиции в сфере защиты избирательных прав граждан.

Участковый уполномоченный полиции охраняет общественный порядок в дни голосования на избирательных участках, пресекает различного рода административные правонарушения, например ст. 5.14 КоАП РФ «Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию».

Значительный объём полномочий участковых уполномоченных полиции связан с защитой права собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Данные полномочия реализуются как действиями по пресечению различного рода противоправных деяний, посягающих на право собственности, так и использованием различных профилактических мер.

Например, в случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушения, участковый уполномоченный полиции докладывает непосредственному руководителю о необходимости внесения в соответствующий орган или организацию независимо от форм собственности либо общественное объединение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.

В качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности участковых уполномоченных полиции можно выделить защиту права граждан на семейное благополучие.

Это связано с тем, что в настоящее время около трети убийств в Российской Федерации совершаются в семейно-бытовой сфере, существенную часть объектов посягательств (в 2018 г. более 60%) составляют женщины.

На сегодняшний день законодатель наделил сотрудников полиции обязанностью предупреждать бытовые правонарушения.

Так, участковый уполномоченный полиции, осуществляя профилактический обход административного участка, проводит работу с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, с их родственниками, близкими.

Особое внимание при выявлении фактов семейно-бытовых правонарушений участковый уполномоченный полиции должен уделять семьям с детьми, т.к. он участвует в предупреждении безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Чаще всего данная их деятельность инициируется гражданами путем реализации своего права на обращение в органы власти (ст. 33 Конституции РФ).

Интересно
Обязанность участковых уполномоченных полиции реагировать на сообщения, заявления и обращения граждан о происшествиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, закреплена в приказах МВД России.

В ходе реализации данной обязанности должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Именно участковые уполномоченные полиции рассматривают и принимают решения по большинству обращений граждан, поступающих в территориальные органы МВД России. Только в 2019 г. ими было рассмотрено 13,6 млн заявлений, сообщений и обращений граждан.

Значительная компетенция у участковых уполномоченных полиции по защите жизни и здоровья граждан заключается в противодействии правонарушениям в сфере охраны общественного порядка, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в сферах дорожного движения и ряде других.

Так, именно участковые уполномоченные полиции пресекают основную массу правонарушений, связанных с мелким хулиганством, потреблением алкогольной продукции в запрещенных местах либо потреблением наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, появлением в общественных местах в состоянии опьянения.

Другой пример – административная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков, которую осуществляют сотрудники разных подразделений полиции.

Участковые уполномоченные полиции выявляют на закрепленных за ними административных участках лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений, проводят профилактическую работу с больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации.

Кроме того, участковые уполномоченные полиции должны принимать меры по установлению организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Определена компетенция участкового уполномоченного полиции и в сфере обеспечения права граждан на безопасное дорожное движение.

Он является должностным лицом, уполномоченным исполнять государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, пресекает многочисленные административные правонарушения в области дорожного движения.

Отдельные полномочия участковых уполномоченных полиции связаны и с защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Данные полномочия заключаются в праве составлять протоколы по таким составам административных правонарушений, как ч. 1 ст. 8.22, 8.33, 8.54, ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ и ряду других.

Особое значение имеет деятельность участковых уполномоченных полиции по защите прав граждан на непосредственную физическую неприкосновенность личности.

Так, в 2016 г. введена в действие статья 6.1.1 КоАП РФ, установившая административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ.

Со времени ее введения наибольшее количество предусмотренных ею правонарушений пресекается именно участковыми уполномоченными полиции.

По данным МВД России, в 2019 г. участковыми было выявлено и пресечено более 253 000 правонарушений, что, в свою очередь, позволило выявить на 39% больше преступлений, предусмотренных ст. 116.1 УК РФ.

Приведенные примеры могут свидетельствовать о том, что на сегодняшний день административная деятельность участкового уполномоченного полиции в сфере защиты прав и свобод граждан организована достаточно эффективно, что подтверждается и состоянием преступности.

Так, по данным ГИАЦ МВД России, в 2019 г. отмечается снижение числа зарегистрированных преступных деяний практически по всем их видам и категориям.

Например, на 15% сократилось количество убийств и на 8,3% – случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенных на бытовой почве, уменьшилось число лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (298,4 тыс.: -8,5%).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)