Объем рынка

Определить объем собственного рынка, пускай даже в «первом приближении», крайне необходимо. И чем точнее мы это сможем сделать, тем лучше. Без этого дальнейший разговор о нашей доле на рынке, долях наших конкурентов, состоянии конкуренции, динамике рынка будет лишен смысла.

Объемы любого рынка измеряются в натуральном (тонны, штуки, декалитры, человеко-часы, проекты, квадратные метры и т. д.) и денежном (рубли, доллары, евро) выражении. Как правило, объем рынка рассчитывается в привязке к году, т. е. в годовом выражении. Намного реже — по месяцам или кварталам.

Идеальным подходом к измерению объема рынка было бы проведение двух независимых оценок: в натуральном и стоимостном выражении; с дальнейшим расчетом средней цены условной единицы продукции и ее сопоставлением с реальностью. На практике это не всегда возможно или целесообразно ввиду сложности получения необходимых данных.

Интересно
Поэтому рассчитывают тот показатель, который можно проще или точнее измерить, а затем через известную (с допустимым уровнем погрешности) среднюю цену продукта рассчитывают и второй. Как правило, для начала проще узнать объем рынка в натуральном выражении.

Так, к примеру, в 2006 г. производство (данные производителей) и потребление (данные маркетинговых исследований) соков, нектаров и сокосодержаших напитков составит в России около 2,5 млрд л. Это по 16 л в год на душу населения. Оценка достаточно точна и надежна. Средняя иена 1 л (данные розничной торговли) составит около 23-24 руб.

Таким образом, общую емкость рынка сока в России в 2006 г. можно оценить примерно в 60 млрд руб. или 2,15 млрд долл. Называя конкретные цифры объема рынка в определенном году, мы говорим о реальной емкости рынка. Но существует еще и понятие «потенциальной емкости рынка».

Под потенциальным объемом, емкостью рынка понимают такой объем производства и потребления товара или услуги, который может быть достигнут в случае снятия всех имеющихся на сегодняшний день ограничений, препятствий и барьеров на его производство и/или потребление.

Разница между реальным, достигнутым объемом рынка и потенциальной емкостью 1 показывает нам потенциал роста рынка, отрасли. Так, потенциальная емкость рынка крепкого алкоголя (водки) в России составляетоколо 2,4—2,7млрдл вгод. Это по 16—18 л в год на душу населения. Избыточно высокий показатель такой объем потребления, к сожалению, был достигнут много лет (десятилетий) назад. Неудивительно, что в натуральном выражении рынок давно уже не растет — ему просто некуда расти. Но происходит перераспределение долей рынка между «белыми» и «серыми» производителями — то в пользу одних, то в пользу других.

Также доли рынка перераспределяются между водкой, коньяком, горилкой, виски, джином и текилой. И активнее всего перераспределение рынка идет между конкретными производителями и их торговыми марками. Потенциальная емкость рынка пива в России составляет 12-15 млрд л в год, по 80-100 л на человека в год. Больше просто физически потребить невозможно, тем более при таком высоком потреблении крепкого алкоголя, как в России.

Пока реальное потребление составляло менее половины от потенциального, рынок весьма динамично рос — на 15—20 % в год и более.
Когда реальное потребление перевалило за половину от потенциально достижимого уровня, темпы роста рынка замедлились до 6—8 % в год. В дальнейшем следует ожидать замедления темпов роста рынка до 2-4 % в год в натуральном выражении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)