О возможности диалога между музыкой и природой

На первый взгляд, такие отдалённые друг от друга явления, как музыкальное искусство и природа, на самом деле тесно сопряжены. Эту сопряжённость или, в нашей терминологии, диалог можно рассматривать в двух аспектах:

  1. отражение природы в музыке;
  2. существование музыки в природе.

Отражение природы в музыке возможно в трёх случаях. Во-первых, когда музыкальные произведения (или отдельные их эпизоды) имеют изобразительный характер, т.е. способствуют возникновению в сознании слушателей определённых картин природы («Тростники» Ф. Куперена, «Море», «В лесу» М. Чюрлёниса, и др.). Во-вторых, когда музыкальные произведения включают в себя фрагменты, основанные на звукоподражании природным звучаниям, например, «голосу» кукушки («Кукушка» Л. Дакена, «Кукушка» О. Респиги, и др.). В-третьих, когда в музыкальных сочинениях соединяются звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, и звуковые явления природы («Колыбельная матушки Китихи маленьким тюленям», «Волчьи глаза» П. Уинтера, и др.).

Что касается второго аспекта рассмотрения темы – существования музыки в природе, то здесь музыка понимается нами как собственно звучание, на уровне которого она сближается со звуковыми проявлениями «неживой» и «живой» природы».

Существование музыки в природе возможно также в трёх планах. Во-первых, на уровне звучания «неживой» природы (шелесты, шорохи, плески). Во-вторых, на уровне звучания «живой» природы (крики и зовы земноводных, насекомых, рыб, млекопитающих). В-третьих, с точки зрения создания музыкальных произведений, предназначенных для их исполнения на природе («Музыка на воде», «Музыка фейерверка» Г.Ф. Генделя, и др.).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)