О месте музыки в структуре бытия

  1. Бытие мы рассматриваем в рамках новой онтологии (разрабатывавшейся в начале XX в. рядом философов, как западных – Н. Гартманом, М. Хайдеггером,К. Ясперсом, М. Шелером, так и отчасти отечественных – Л.Шестовым, А. Введенским, Н. Лосским), согласно которой бытие есть развивающаяся (становящаяся) реальность, представленная единством двух её модусов: материальной и идеальной, при этом идеальная реальность – более высокий уровень реальности в сравнении с материальной. Именно такая интерпретация бытия активно утверждается в современной философской литературе.
  2. Принципиально значимой характеристикой трактуемого таким образом бытия оказывается его многослойность, понимаемая как результат последовательной (в процессе становления) выстраиваемости с точки зрения восхождения от более низкого слоя к более высокому, где более высокий слой,  базируясь на предшествующем, обретает и известную от него независимость. (Например, Н. Гартман эти слои, в динамике их становления, называет: физически-материальный, органически-живой, душевный, исторически духовный.)
  3. Возникновение в начале XX столетия указанного истолкования бытия во многом было предопределено последними открытиями в области естествознания, прежде всего физики (благодаря работам А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Бора и др.), в конечном счёте заключавшимися в констатации существования идеальной реальности, и на этом основании выстраивании иерархической картины мира.
  4. Вывод о роли достижений естественнонаучного знания в формировании взгляда на бытие с позиций новой онтологии наводит на мысль о том, что дальнейшее, в контексте новой онтологии, постижение бытия, в частности определение места музыки в его структуре, связано с обращением к новейшим открытиям в сфере естественных наук (физики, математики и пр.). Одним из важнейших таких открытий нам представляется синергетическое мировидение (суть которого –в понимании мира как системно-эволюционирующей, в аспекте качественного совершенствования систем,материи). Опираясь на данное мировидение, мы полагаем, что мир образуют следующие эволюционно сменяющие друг друга системы: природа, общество, культура, искусство, музыка, которые, перечисленные в таком порядке,можно считать последовательно выстраиваемыми – надстраивающимися – слоями бытия. В этом плане музыка, и здесь мы уточняем место музыки в структуре бытия, есть высший слой бытия.
  5. Предпосылкой моделируемого нами бытия, в структуре которого музыка занимает верховное положение, является развитие идеальной реальности, что, практически, означает развитие человека, поскольку, как известно, развитие последнего прежде всего связано с совершенствованием работы его психики, т.е. проявления идеального.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)