Открытые инновации в управлении качеством

За последние десятилетия четко обозначилась общемировая тенденция перехода к обществу, основанному на знаниях. Интенсивность и глубина этих процессов определяются продолжающейся научно-технической, институциональной, информационной революцией во всех сферах нашей жизни.

Влияние указанных тенденций на общественное развитие все чаще называют интеллектуальной революцией. Все это серьезно меняет значение системы образования в жизни государства и общества. Для успешного решения задачи обеспечения развивающейся экономики высококвалифицированными профессионалами современное образовательное учреждение должно активизировать все направления своей деятельности: науку, образование, систему управления.

Это предполагает своевременное и полное обеспечение вуза всеми необходимыми ресурсами, которые отвечали бы реалиям современного общества. В связи с этим актуальной является проблема адаптации системы управления качеством образования к требованиям рынка, и эту задачу можно трактовать с точки зрения внедрения так называемых открытых инноваций в систему управления качеством образования.

В современном мировом образовательном пространстве ведущие позиции занимают страны, трактующие высшее образование как отрасль рыночной экономики, а университеты в качестве участников международной конкуренции. В российской высшей школе серьезно обострилось противоречие между задачей обеспечения кадрового соответствия экономическим требованиям и управленческим потенциалом развития отечественных вузов.

Принятый курс на интеграцию российской высшей школы в Болонский процесс по-прежнему требует интерпретации ее места в международной конкуренции, и, прежде всего, по критерию адекватности данной задачи моделям управления качества образования вузов. Возможно, одной из важных проблем здесь является проблема реалистичной оценки требований внешней среды, а кроме того — отсутствие системного подхода к задаче внедрения инноваций в управленческий процесс в образовании.

Понятие инновации вошло в научный лексикон сравнительно недавно. Однако за этот промежуток претерпело множество толкований, одни из которых внесли существенный вклад в понимание сути данного процесса, другие так и остались подходами, не получившими широкого распространения.

Среди этого многообразия особо выделяется понятие открытой инновации как наиболее многогранного подхода к инновационным задачам. Сам по себе феномен разрушения границ организаций и перехода к сетевым формам получения нового знания широко известен и применяется в практической деятельности достаточно известных транснациональных корпораций. Однако обычно он рассматривается в аспекте применения нетривиальных бизнесмоделей в инновационной деятельности, а не как некая специфическая сущность, присущая собственно категории инноваций как таковой.

Наиболее полно категория открытой инновации рассмотрена в книге Г. Чесбро, где традиционная или закрытая инновация противопоставляется открытой. В последние годы XX в. несколько одновременно действующих факторов стали подрывать базовые положения закрытых инноваций. Одним из таких факторов является постоянно возрастающая мобильность опытных и профессионально подготовленных людей.

Когда специалисты покидают компанию, проработав там много
лет, они забирают с собой, а затем приносят новому работодателю большой багаж знаний, который достался им тяжким трудом на предыдущем месте работы. Другой, связанный с первым, фактор эрозии — растущее число людей, получивших образование в высшей школе и даже после ее завершения. Рост числа таких людей способствует тому, что знание выходит из узких структур знаний шахтного типа, созданных в виде центральных исследовательских лабораторий корпорации.

Чесбро отмечает, что, хотя в ходе процесса открытых инноваций выкорчевываются идеи-претенденты, попавшие по ошибке (теперь появившиеся не только изнутри, но из внешних источников), можно возвратиться к тем идеям-претендентам, которые первоначально показались малополезными, но со временем доказали свою перспективность. При прежнем процессе закрытых инноваций такие отвергнутые возможности часто упускались безвозвратно.

На своем базовом уровне логика модели открытых инноваций базируется на огромных избыточных знаниях, которые должны быть оперативно использованы, чтобы компания, их получившая, могла создать дополнительную ценность. В этом случае знание, которое компания получила в ходе своего исследования, не может ограничиваться только внутренними путями, ведущими на рынок. Аналогично внутренние пути на рынок не могут использоваться только для передачи собственных знаний компании.

В России реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана, напомним (мы об этом говорили выше), на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса.

В таком случае, они, с одной стороны, готовят специалистов/профессионалов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой — становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. Такие вузы могут вполне рассматриваться в качестве одной из составляющих инновационного сектора экономики страны — они могут дать вполне адекватные ответы на вызовы времени.

Однако пока их развитие сдерживает бремя ограничивающих факторов:

  • во-первых, в настоящее время идет процесс накопления опыта и информации по инновационным университетам с неизменной ссылкой на зарубежные аналоги (как правило, стран с иной правовой системой, чем в России). Следующим должен стать этап научно-теоретической обработки такой информации в целях формирования обоснованных теоретических предложений в адрес законодателя об инновационных университетах в системе вузовского образования, а формирование их законодательной модели нужно рассматривать в качестве одной из граней эволюции традиционной системы образования;
  • во-вторых, университет нового типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности (хотя пока не все еще ясно с понятием «инновационная деятельность).

Рассматривая качество образования как инновационную составляющую процесса реформирования системы образования, необходимо отметить, что это уже не национальная, а, действительно, всемирная проблема. Многие страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования.

Поскольку качество профессионального образования можно повысить путем интеграции образовательной и научной деятельности, на первом этапе достижения этой цели задача должна быть поставлена гораздо проще — вернуть науку в высшие учебные заведения. В результате будут сформированы академические инновационные университеты, продуманы и внедрены инновационные технологии в вузовское образование.

В условиях формирования в России конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний это позволит решить необходимую задачу: превратить вузовское образование в процесс не только учебно-образовательный, но и научно-познавательный. Его составляющая — обучение студентов не только научным знаниям как таковым, но и методологии их получения и применения, чтобы привить им способность к непрерывному самообразованию и профессиональному росту в условиях системной трансформации общества.

Лишь следуя этому, можно будет говорить о самодостаточности образования как социального института и его качестве. В данном случае научная деятельность может рассматриваться как элемент открытой инновационной системы, без которой немыслим переход к действительно качественному образованию.

Для современных вузов мира в целях обеспечения качественной подготовки профессионалов представляется необходимым использовать методы инновационного менеджмента, к которым, в частности, относится бенчмаркинг. Бенчмаркинг в вузе — это процесс поиска и внедрения в практику работы вуза и его подразделений новых процессов и новых проектов, непрерывный процесс выработки стратегий повышения качества образовательных услуг, появления учебной и научной продукции.

Бенчмаркинг (от англ. benchmarking) — сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования организации с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.

Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования ее собственных продуктов и методов работы.

Сопоставительный анализ на основе эталонных показателей можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.
Недостатки: трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учета не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.

Родиной сопоставительного анализа на основе эталонных показателей являются США. В 1972 году исследовательская и консалтинговая организация PIMS установила, что для нахождения эффективного решения необходимо знать передовой опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В 1979 году американская компания Xerox приступила к реализации проекта «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Проект имел большой успех.

Цель сопоставительного анализа на основе эталонных показателей состоит в том, чтобы на основе исследования установить потребность в изменениях и вероятность достижения успеха в результате этих изменений. Бенчмаркинг осуществляется в рамках конкурентного анализа и не является новшеством для большинства предприятий, хотя он будет более детализированной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа.

Виды бенчмаркинга:

  • бенчмаркинг конкурентоспособности — измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов и сопоставление их с характеристиками конкурентов;
  • внутренний бенчмаркинг — сопоставляются характеристики производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации;
  • функциональный бенчмаркинг — сравниваются определенные функции двух или более организаций в том же секторе;
  • бенчмаркинг процесса — сравниваются показатели определенных процессов и ограниченных функций с предприятиями, у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.

Для того чтобы это было эффективно, в вузе может/должна быть создана инфраструктура, основанная на информационно-аналитической деятельности, которая бы создавала возможность для поиска, внедрения, распространения и, в целом, управления образовательными инновациями.

Информационно-аналитическая деятельность в области образовательных инноваций имеет несколько составляющих, таких как:

  • непосредственное участие в инновационных процессах;
  • поиск и создание информационного банка инноваций;
  • информационно-аналитическая поддержка приятия решений при оценке эффективности инноваций, что требует обработки больших массивов информации;
  • информационное взаимодействие с различными структурами, включая внешний опыт управления инновационной деятельностью на предмет поиска, разработки, внедрения и продвижения инноваций.

Информационно-аналитическое сопровождение можно представить в виде двух контуров: внутреннего и внешнего:

  • во внешнем контуре идет сбор и анализ информации об образовательных инновациях других учебных заведений, нормативно-правовой документации по проблемам инноваций органов управления учреждений образования, публикаций прессы, телевидения, Интернета по данной тематике на основе внедрения принципов открытых инноваций. Параллельно с этим осуществляется продвижение собственных образовательных инноваций вуза в информационном образовательном пространстве;
  • внутренний контур предполагает сбор, анализ, отслеживание результатов, распространение опыта инновационной деятельности в конкретном вузе.

Исходя из того, что инновационная образовательная деятельность неразрывно связана с функционированием всего высшего учебного заведения, входными показателями для системы информационно-аналитического сопровождения будут являться информация об инновациях в целеполагании и задачах, инновации в содержании образования, в формах и методах, в технологиях обучения, инновации в средствах обучения и управлении качеством образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т. д.

Результаты функционирования системы информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности включают в себя банк образовательных инноваций, результаты мониторинговых исследований качества образования, прогнозирование и выработка рекомендаций, выявление возможных для внедрения инноваций.

Известен и ряд причин, по которым следует идти по пути создания открытых инноваций в сфере управления качеством высшего профессионального образования:

  • с появлением информационно-коммуникационных технологий монополии на знания, в основном, исчезают — практически в каждой области присутствует избыток знаний за счет широкого распространения общедоступных научных баз данных, онлайновых журналов и отдельных статей в сочетании с дешевым доступом в Интернет и высокой скоростью передачи информации;
  • в новых парадигмах образования вузы неизбежно сталкиваются с изменениями и выигрывают, используя не только внутренние, но и внешние идеи, не тратя усилий на дублирование исследований. Сегодня созданы мощные способы выйти за традиционные границы вуза и использовать в работе лучшие практики в сфере управления качеством;
  • в основе инновационного процесса в настоящее время лежит логика «изобретено не здесь» (not invented here — NIH). Вузы в этих условиях могут полагаться на внешние источники, чтобы выполнить свою работу эффективно;
  • распределенное знание оказывается гораздо больше знания, имеющегося у одного вуза. Комбинация знаний, имеющихся у вузов и всех заинтересованных сторон, — новый подход к инновациям;
  • большинство серьезных профессионалов, способных к созданию инноваций, работают в разных странах и даже на разных континентах, не являются членами какой-то единственной организации, а трудятся в многочисленных университетах. Необходимо взаимодействовать со специалистами не только в рамках своей организации и даже страны, но и получать научные данные извне;
  • иногда инновации отыскивают ценность вне вуза, а иногда их ценность проявляется только после объединения с другими идеями;
  • консервация идей становится уже непригодной. Идеи, которые не готовы быть использованы самим вузом, могут быть потеряны для этого вуза, так как в настоящее время усиливается ротация исследователей.

Реализация концепций открытых инноваций в сфере управления качеством образования может осуществляться в следующих направлениях:

  • организация сетевого взаимодействия вузов и всех заинтересованных сторон, обмен идеями и знаниями;
  • тщательный мониторинг внешних инноваций и внешний бенчмаркинг. Привлечение сотрудников, способных работать с внешними инновациями и управлять знаниями;
  • интегрирование внутренних и внешних идей и знаний и получение более сложных комбинаций знаний и отсутствующих элементов;
  • коммерциализация инноваций за счет вывода своих идей во внешний мир и выхода на внешние организации. Другими словами, вузы должны получать прибыль от использования другими их идей, и сами должны покупать интеллектуальную собственность у других вузов, когда она соответствует их модели инновационного развития и эффективна.

За последнее десятилетие в России были сделаны значительные государственные вложения в создание инструментов, стимулирующих инновации. Сформирована институциализированная система, обеспечивающая на разных уровнях инвестиции в инновационную продукцию и модернизацию производства. Но разрыв между средой генерации знаний и средой их технологизации по-прежнему велик.

Культура технологического взаимодействия в России все еще живет в традициях прошлого века — она ориентирована не на инициативу, а на институциональных провайдеров, директивно обеспечивающих трансакции между сферами разработки и технической материализации.

Вместе с тем, модели чужого опыта не всегда возможно воссоздать в условиях другого национального менталитета. Инновационная культура, как и всякая культура, является очень многомерным явлением — сложно оценивать по меркам других стран.

Сегодня практически в каждом мировом вузе ведутся работы по созданию системы менеджмента качества с использованием различных подходов, однако до сих пор ни среди теоретиков, ни среди практиков не существует единого мнения о предпочтительности той или иной модели построения системы управления качеством образования.

Немало проблем возникает и в практическом применении в вузах многих методов и инструментов менеджмента качества, хорошо зарекомендовавших себя в производственных организациях. Многие исследователи полагают, что система качества не может быть внесена извне, она может быть заботливо внедрена руководством конкретного вуза и только при участии всего коллектива.

Создание системы менеджмента качества в вузах должно преследовать следующие цели:

  • повышение престижа вуза и его инвестиционной привлекательности;
  • совершенствование образовательного процесса, своевременное и систематическое выявление недостатков в области обеспечения качества обучения и нахождение способов их устранения на основе анализа мирового опыта в этой сфере;
  • реорганизация системы управления вузом, открытие новых специальностей и специализаций, направлений обучения;
  • ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей и регионов.

Модернизация высшего образования в нашей стране происходит на фоне структурной перестройки и изменения уклада всей национальной экономики. Отечественное высшее образование, обладающее высоким профессиональным потенциалом, должно обеспечить адекватную интеллектуальную, научную и кадровую поддержку инновационной экономики и сохранение России в ряду ведущих технологически развитых стран. Инновационная деятельность в сфере образования, основанная на открытости, должна присутствовать как обязательный и профильный для всей системы элемент, как необходимое условие поступательного движения и устойчивого развития.

Управление инновациями, а тем более открыты ми — в значительной мере информационный процесс. Это процесс поиска, сбора, обработки, распространения информации в глобальной, общемировой среде. Пересечение инновационными цепочками границ стран предполагает преодоление кросс-культурных барьеров, обмен деловой информацией и т. д.

Что же мешает России занимать лидерские или хотя бы близкие к ним в позиции в инновационной сфере? Некоторые религии и культуры лучше, чем другие, продвигают персональную ответственность, образование, предпринимательство и доверие — ценности, которые формируют политическое и экономическое развитие.

Когда речь заходит о демократии, процветании и праве закона, протестантские общества, прежде всего, северные страны — Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция — обычно опережают католические нации, особенно стран Латинской Америки. Конфуцианские общества, такие как Япония, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, сегодняшний Китай, произвели преобразующий экономический рост в глобальном масштабе. Исламские страны, даже те, что с нефтью — нет.

Просвещенная политика может с течением времени (в течение жизни поколения) продуцировать культурные изменения, которые, в свою очередь, вызовут политический плюрализм и экономическое развитие.

Наиболее важными инструментами изменений, видимо, являются:

  • открытое инновационное образование, прививающее демократические и предпринимательские ценности;
  • улучшение/изменение воспитания детей;
  • религиозные реформы;
  • помощь в развитии, направленная на культурные изменения.

К сожалению, российская культура и даже образование инновационно-резистентны, сопротивляются прогрессу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)