Типы новых слов

Назвать новые слова, пополнившие русский язык в конце XX — начале XXI в., нетрудно — перестройка, ваучеризация, разгосударствление, яблочники, жириновцы, СНГ, МММ, ГКЧП, ТОО, обвал (валюты), бес­ предел и подобные.

Они пришли из разных источников и закрепились в различных тематических группах лексики, от названий государств (Российская Федерация), правительственных учреждений (Дума, де­ партамент, Федеральная служба занятости России), должностных лиц (префект, супрефект, менеджер) до наименований представителей различных общественных организаций (единороссы, демороссы) и т.д.

Все эти новые слова стали приметами посткоммунистического периода в нашей истории и отразили преобразования в сфере политической, экономической и культурной жизни России. Правда, некоторые из приведенных нами примеров уже успели архаизоваться, иным еще грозит подобная участь, но большинство новых слов закрепилось в языке, и к ним уже не подходит термин «неологизмы», поскольку так называются лишь те новые слова, которые сохраняют оттенок свежести, новизны. Такими, например, являются примарситься, антивандальный (о скамьях в метро). Неизвестно, останутся ли они в нашем языке или будут забыты.

Стилистика рассматривает разные типы новых слов.

Лексические неологизмы создаются по продуктивным словообразовательным моделям в ответ на потребность назвать те или иные явления, предметы: антиперестроечный, посткоммунистиче­ский, подписант, спецназ, БТР и др.

Семантические неологизмы возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам: челнок — мелкий торговец импортными товарами, привозящий их из-за рубежа; обвал (национальных валют); крутой (руководитель, мотив) и т.п.

Новые слова, принадлежащие к этим обеим группам, являются языковыми, в отличие от индивидуально авторских, которые создаются писателями, поэтами, стремящимися к образному описанию предмета: огнезвездный океан (Держ.), широкошумные дубравы (П.), громокипящий кубок (Тютч.), огнекистые веточки бузины (Цв.).

Такие неологизмы не утрачивают своей свежести, но живут они лишь на страницах тех произведений, в которых появились, причем авторы не ставили перед собой цели ввести эти слова во всеобщее употребление. Такие неологизмы входят в состав окказиональных слов (от лат. occasionalis — случайный). Окказионализмы появляются спонтанно и в нашей повседневной речи (сравните детские: намакаронился, налужил дождь), но они не выполняют экспрессионной роли в языковом выражении мысли.

Риторика допускает употребление окказионализмов журналистами и ораторами с целью создания непринужденности, разговорности стиля выступления. Так, на фестивале юмора «Золотой Остап» в Одессе Александр Ширвиндт в своей «Тронной речи Президента Российской Академии Юмора» среди других шуток употребил и окказионализм: «Как бы ни отфестивалили, всегда получается своевременно».

Александр Медведев, журналист, в интервью на телевидении тоже сочинил окказионализм. В ответ на вопрос «Можете ли вы вспомнить какой-нибудь смешной случай из вашей телевизионной практики?» он сказал: «Самое страшное в прямом эфире — это когда нападает хохотунчик и ужасно трудно удержаться от смеха». Конечно, в серьезных речах ораторов подобные неологизмы неуместны.

Портят стиль выступлений политиков новые слова, образованные по моделям канцеляризмов. Например: Военные кафедры были созданы для повышения взяткоемкости вузов (из речи министра вооруженных сил Российской Федерации); Взяткодатель был пойман с поличным на месте преступления (из передачи на НТВ). Неприемлемы и неологизмы, образованные по непродуктивным моделям: Усман Хаджиев при­ влечен к уголовной ответственности за дачу и брачу ложных показаний. (Из местной газ.)

В устных выступлениях журналистов, а тем более ораторов перед широкой аудиторией такие новые слова могут оказаться непонятными слушателям. Поэтому риторика предостерегает против увлечения подобным словотворчеством. Что же касается языковых неологизмов, то во все времена они обогащали русскую лексику, так что препятствовать их употреблению было бы неразумно: без новых слов язык бы не развивался. Риторика одобряет ораторов, которые в своих речах умеют отразить дух времени, используя новые слова, рожденные самой жизнью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)