Новая экономическая социология (Н. Флигстин)

Одна из ключевых фигур сегодня в американской новой экономической социологии — профессор университета Калифорнии (Беркли) Нил Флигстин. В своих работах («Рынки как политика»; «Архитектура рынков: Экономическая социология капиталистических обществ XXI века») Флигстин представляет политико-культурный подход к исследованию рыночной экономики. Рынок рас­сматривается им как поле деятельности, которое характеризуется особой струк­турой и системой разделяемых смыслов. Или как организованное социальное пространство, в котором специфические культурные черты (local culture) опре­деляют социальные отношения между людьми, а также систему доминирования (dominating and dominated), институты воспроизводятся внутри такой системы доминирования. Социальная структура рынка состоит из двух типов игроков — доминирующих и претендующих на изменения, согласно терминологии соци­альных движений. Содержание и воспроизводство рынков требуют существова­ния определенных институтов. Институты — это принятые правила (законы или коллективные смыслы), которые поддерживаются силой обычая, явного или ла­тентного соглашения. Назначение институтов — помогать действующим субъ­ектам организовываться, конкурировать, сотрудничать и вступать в отношения обмена, производя стабильность рыночной деятельности. К институтам относят: правила обмена, которые обозначают, кто может считаться участником рыноч­ных трансакций и каковы стандарты этих взаимодействий; права собственности, которые устанавливают для лиц, контролирующих бизнес и получающих выгоды от него в виде прибыли; структуры управления, которые определяют приемле­мые образцы конкуренции и сотрудничества на рынке.

В проблеме построения институтов Флигстин приходит к следующему вы­воду: основным источником изменений социальных институтов служит борьба между господствующими группами и группами, претендующими на изменение своих позиций, направленная на создание и поддержание полей, а также втор­жение на соседние поля как результат этой борьбы или создание нового поля. Действующие субъекты непрерывно заняты выстраиванием схем, позволяющих склонить к сотрудничеству как союзников, так и противников.

Флигстин представляет социологический подход к проблеме действия на рынках и обозначает его метафорой «рынки как политика». Он рассматривает со­циологическую модель действия, согласно которой участники рынка стремятся к созданию стабильных миров и решению проблемы конкуренции не только экономическими (косвенными) средствами: интеграцией и диверсификацией, но и социальными средствами: установлением концепций контроля. Именно кон­цепции контроля как символическая власть утверждать определенное видение экономического мира, его устройства, законов функционирования и развития способны создать стабильность, необходимую для рыночного взаимодействия.

Согласно логике «старой» теории отраслевых рынков, перемены в такой «но­вой» экономике произошли без вмешательства государства (Кастельс, Пауэлл). Государство не принимало участия в регулировании новых рынков, не структуриро­вало рынок путем инвестиционной политики, поддерживая одних в ущерб другим игрокам. Децентрализованные рынки и открытые производственные стандарты, как правило, противопоставляются неэффективности государственных структур. Однако Флигстин доказывает обратное. По его мнению, роль государства как учредителя правил, регулирующего деятельность производителей, как источника финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, а также как заказчика новой разработанной продукции является весомой.

Рассматривая рынки как социальные арены, поля стратегического действия, он склонен сравнивать появление новых игроков на возникающих рынках с со­циальным движением. Каждый из игроков имеет свою концепцию действия (концепцию контроля). По мере того как субъектов становится больше, увели­чивается и число концепций действий. Новые игроки выбирают стратегию не­больших, объединенных в сети обучающихся компаний, которая позволяет им снизить риски, связанные с выпуском нового продукта. Способом борьбы с конкурентами выступает также решение объединиться в сети. Эта стратегия позво­ляет быть в курсе последних изменений на рынке. Флигстин иллюстрирует свое предположение примером о роли государства в развитии Силиконовой долины, рассказывая о четырех волнах изобретений, создавших целые отрасли: компью­терной техники, программного обеспечения, телекоммуникаций и интернет-технологий.

Таким образом, методология Флигстина, называемая политико-культурным подходом, заключает в себе ряд моментов. Итак, его политичность проявля­ется в том, что, во-первых, речь идет о создании правил в полях стратегического действия как результате постоянной «политической» борьбы групп, удовлетво­ряющих свои интересы в распределении ресурсов. А во-вторых, государство пря­мо или косвенно влияет на создание экономических полей (рынков).

Особен­ность культурной составляющей заключается в том, что поля рассматриваются как социальные конструкции, организованные вокруг локальных правил действия. Рынок в целом рассматривается как совокупность экономических полей, плотно связанных между собой множеством способов.
Кроме того, культурная концепция полей требует концепции действия, посредством которой возможно установить, как стратегические субъекты ведут себя с целью создания и манипу­лирования культурными символами.

Заканчивая краткий обзор новой экономической социологии, попробуем выделить ее основные направления. Согласно Сведбергу, в новой экономиче­ской социологии можно выделить три направления: сетевая теория (Грановет­тер), социокультурный подход (Зелизер, Ди Маджио), организационный подход (Рональд Берт, Николь Уилси Биггарт, Флигстин).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)