Новая экономическая социология (Ж . Бодрийяр)

Ж. Бодрийяр относится к постмодернистской социологии, которая настаивает, что мы уже живем в таком мире, который кардинальным образом отличается от того, что мы называем современным миром, т. е. мир современности (модер­на) закончился — внезапно и неотвратимо, — и наступает эра постсовремености (постмодерна). В досовременном мире ценностями признаются объективные вещи (потребительные стоимости), в современном мире ценностями признают­ся не сами вещи, а их денежная стоимость; в постсовременном мире и вещи и их меновая стоимость (выраженная в деньгах) уже мало что значат, теперь господствует символическая стоимость — вещь превращается в знак, и только как знак обладает ценностью.

Основная идея Бодрийяра — представить потребление не как процесс удо­влетворения материальных потребностей, а как символический процесс, как «тотально идеалистическую практику». Вещи представляют собой не элементы потребления, а систему или структуру (отсюда название — «Система вещей»),определенный дискурс, где каждый элемент имеет значение и что-либо говорит нам. Вещи и потребление формируются в единую «социоидеологическую систему».

Современное потребительское общество превращает потребление в цент­ральный момент, но это не значит, что вещи все больше удовлетворяют челове­ческие потребности — вещи здесь предназначены вовсе не для того, чтобы ими владели и пользовались, но «лишь для того, чтобы их производили и покупали». Потребление, став идеалистической практикой, соответственно, подчиняется социальным орудиям управления. Общество потребления — не только мирное общество, ной общество насилия.
 Быстросменяющие друг друга стили, мода, ре­клама — все это полностью подчиняет индивидуальное потребление социально­ удобным нормам. Происходит, по выражению Бодрийяра, «насильственная интеграция системы потребностей в систему товаров». Причем потребление, превратившись в потребление вещей-знаков, потеряло границы естественного насыщения, вещи-знаки постоянно умножаются, восполняя нехватку реально­сти. Этот процесс приводит к тому, что и отношения людей становятся отно­шениями потребления — все желания, замыслы, императивы, все человеческие страсти и отношения сегодня абстрагируются (или материализуются) в знаках и вещах, чтобы сделаться предметами покупки и потребления. Итак, заключа­ет Бодрийяр, «…индивид как таковой сегодня требуется и является практически незаменимым именно как потребитель».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)