Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления

В систему источников аграрного права наряду с правовыми актами федеральных органов государственной власти входят также и нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие аграрные отношения.

Главной особенностью нормативных правовых актов субъектов РФ является то, что они ограничены в применении территориальными признаками. После заключения в 1992 г. Федеративного договора и принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации все субъекты Российской Федерации получили равные права на развитие собственного законодательства, которые вытекает из ряда положений Конституции Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов.

В соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ cельскохозяйственная (аграрная) деятельность или сельское хозяйство, а также сельскохозяйственное или аграрное законодательство не относятся ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Однако, нельзя не учитывая то обстоятельство, что основным средством аграрного или сельскохозяйственного производства является земля, а отношения, связанные с использованием земли, регулируются земельным законодательством, которое согласно пункту “к” части 1 статьи 72 Конституции РФ относится к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов.

Поэтому те отношения в аграрном секторе экономики, которые связаны с земледелием и животноводством, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти в вопросе формирования собственного аграрного законодательства.

В качестве важного инструмента реализации таких конституционных полномочий выступают положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N2264-ФЗ “О развитии сельского хозяйства”.

В статье 2 данного предусмотрено, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что федеративное устройство страны оказывает первостепенное значение на формирование в каждом субъекте Российской Федерации собственного, во многом отличного от других, аграрного законодательства, ввиду многообразия региональных особенностей, природно-климатических условий и исторических традиций, необходимости регионального управления и учета сложившихся отношений к видам собственности.

В зависимости от данных факторов в каждом отдельном субъекте РФ специализация по отдельным отраслям сельского хозяйства и АПК индивидуализирована. В связи с этим тенденции развития и формирования аграрного законодательства, на уровне отдельно взятого субъекта РФ, имеют свои специфические стороны и особенности, характерные для конкретного региона.

Эти положения необходимы для дальнейшего понимания законотворчества субъектов РФ в области аграрных отношений, уяснения его места в российской правовой системе.

В соответствии со статьями 4, 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

С учетом такого конституционного распределения полномочий, достаточно новым направлением в развитии аграрного законодательства субъектов РФ являются Договоры, заключаемые между Правительством РФ и соответствующими органами субъектов РФ по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в аграрной сфере.

В качестве примера можно привести Соглашение, заключенное между Правительством РФ и Правительством Республики Саха (Якутия) от 28  июня 1995 г. № 2 “О разграничении полномочий в области агропромышленного комплекса” (в ред. Договора от 26 сентября 2002 г.).

Согласно статье 2 данного Соглашения разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) осуществляется по таким вопросам в сфере АПК как:

  • владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, в том числе совместного использования ресурсов;
  • разграничение государственной собственности, находящейся на территории Республики Саха (Якутия);
  • природопользование; охрана окружающеq среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории и др.

Аналогичные Соглашения приняты и в других субъектами Российской Федерации, в частности, подписаны Соглашения: между Правительством Российской Федерации и Администрацией Вологодской области от  2  июля 1997 г. №7″О разграничении полномочий в области агропромышленного комплекса”, между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан от 25 мая 1994 г.”О разграничении полномочий в области агропромышленного комплекса” и др.

Примечательно, что на уровне субъектов Федерации принимаются также нормативные акты о разграничении полномочий органов государственной власти в сфере регулирования земельных (аграрных) отношений на территории соответствующего региона.

В частности, Закон Санкт-Петербурга от 26  мая 2008 г.  № 278-47(ред. от 26  октября 2009 г.) “О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга”.

В соответствии со статьей 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 г.  №184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Важнейшим инструментом реализации таких конституционных полномочий субъектов РФ являются законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, принятые представительными и исполнительными органами соответствующих органов субъектов Федерации по вопросам владения, пользования, распоряжения землей и иными природными ресурсами.

Примерами могут служить:

  • Закон Республики Дагестан от 7 декабря 1999 г.  № 18″О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан”, принятый Народным Собранием Республики Дагестан;
  • Закон Республики Башкортостан от 31  октября 2007 г.  №472-З (ред. от 13.07.2009 г.) “О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан”, принятый Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан. В законе предусмотрены меры по реализации аграрной политики в Республике Башкортостан, основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Башкортостан, государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики;
  • Закон Санкт-Петербурга от 29  сентября 2008  г. № 528-92  “0 разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства”;
  • постановление Правительства  Свердловской области от 27 марта 2009 г. № 328-ПП “О        строительстве     и реконструкции      объектов      молочного животноводства”.

Достаточно распространенным явлением в аграрном законодательстве субъектов  РФ является правотворчество органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения.

Для них характерен широкий круг вопросов, регулирующий наиболее важные земельные, имущественные и трудовые отношения, аграрное предпринимательство частных и государственных сельскохозяйственных организаций, организованные продовольственные рынки, фьючерсные и форвардные сделки и  организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Особо значительна роль нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

К этой группе нормативных правовых актов относятся:

  • Закон Ставропольского края от 6 февраля 2009 г.  № 3-кз (с изм. от 16 июля 2009  г.) “О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае”;
  •  постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24  февраля 2009  г.  № 212 (ред. от 23 февраля 2009 г. ) “О порядках предоставления в 2009 году субсидий на поддержку и развитие агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга”;
  • Закон Свердловской области от 04  февраля 2008 г. N 7-0З (ред. от 09  октября 2009 г.) “О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области” и др.

Аграрное законодательство, претерпевшее значительные изменения в ходе аграрной реформы, в последние годы продолжает стремительно развиваться под воздействием происходящих в стране важнейших экономических и политических процессов.

В связи с этим наметились определенные тенденции развития законотворчества субъектов РФ в области аграрных отношений.

Прежде всего, поменялись отдельные подходы к направлениям государственного воздействия на аграрную сферу. Наблюдается тенденция возрождения системы государственного социально-экономического планирования и прогнозирования сельскохозяйственной (аграрной) деятельности.

Так постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. №1была утверждена “Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы” (далее – Программа).

В соответствии с положениями данной  Программы  в субъектах Российской Федерации разрабатываются свои региональные программы развития сельского хозяйства, имеющие экономическое значение с учетом особенностей региона (далее – региональные программы).

На поддержку экономически значимых региональных программ предусматривается выделение средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию следующих мероприятий:

  • поддержание производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего, снабженческо-сбытового и др.), имеющего существенное значение для социально- экономического устойчивого развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;
  • поддержание традиционной для субъектов Российской Федерации подотрасли сельского хозяйства и существенной для социально-экономического развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;
  • формирование условий для развития новой подотрасли сельской экономики в регионе, которая окажет существенное влияние на рост социально- экономического развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации и др.

Повсеместно в субъектах РФ принимаются региональные целевые программы развития сельского хозяйства. Региональные программы могут детализировать федеральные программы либо носить самостоятельный характер.

Например, в целях реализации положений Федерального закона “О развитии сельского хозяйства” были приняты:

  1. “Программа устойчивого функционирования и развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан до 2010 года”, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15  июня 2006  г. № 163.
  2. Республиканская целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Саха (Якутия) на 2008 – 2012 годы”, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 г. № 197.
  3. Региональная целевая программы “Государственная поддержка агропромышленного комплекса на 2007-2010 годы”, утвержденная  Законом Кемеровской области от 12 декабря 2006 г. № 168-0З.
  4. Областная целевая программа “Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области” на 2008-2012 годы”, утвержденная Законом Волгоградской области от 9 декабря 2008 г. № 1809-ОД. “

Аналогичные программы о развитии и государственной поддержке АПК приняты в большинстве других субъектов РФ. В Кемеровской, Оренбургской и Волгоградской областях приняты региональные программы в области сохранения и восстановления плодородия почв. Программы в области социального развития села приняты в Пермском крае, Пензенской, Оренбургской, Кемеровской, Ленинградской областях и многих других субъектах РФ.

Субъекты РФ принимают и собственные целевые программы, не предусмотренные на федеральном уровне.

К их числу относятся:

  1. Ведомственная целевая программа “Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Омской области на 2009 – 2012 годы”.
  2. Областная целевая программа “Развитие свиноводства в Белгородской области на 2005 – 2010 годы”.
  3. Областная       целевая      программа “Развитие  сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007 – 2010 годы”.
  4. Отраслевая      целевая      программа “Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области на 2009-2012 годы”, утвержденная  Постановление Правительства Астраханской области от 28.05.2008 №262-П.
  5. Целевая  Программа  Калининградской области “Социальное развитие села Калининградской области на 2007-2012 годы”, утвержденная постановлением Правительства Калининградской от 8  февраля 2007 г. № 57.

Кроме того, приняты целевые программы по различным видам сельскохозяйственной деятельности, в частности, по развитию личных подсобных хозяйств (Пензенская, Кемеровская области); развитию сельскохозяйственной потребительской и сельской кредитной кооперации (Забайкальский, Красноярский края, Чувашская Республика), селекционно-племенной работе и воспроизводству стада молочно-мясного скотоводства и коневодства (Ульяновская область); кадровому обеспечению агропромышленного комплекса, развитию льнопроизводства (Омская область); обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности (Красноярский край) и т.д.

Названные и другие нормативные акты субъектов РФ, как правило, направлены на достижение благоприятных условий хозяйственной деятельности в регионе, обеспечение достойной жизни сельского населения, защиту местных сельскохозяйственных товаропроизводителей и устойчивое развитие агропромышленного комплекса в субъекте РФ в целом, определяют региональные особенности в области государственного регулирования агропромышленного производства.

Как отмечалось выше, между субъектами Российской Федерации существуют огромные различия: по экономическому потенциалу, объему промышленного и сельскохозяйственного производства, следованию историческим традициям РФ и т.д.

Эти особенности способствуют формированию в аграрном законодательстве субъектов РФ специальных нормативных актов, регулирующих аграрные отношения по видам сельскохозяйственной деятельности, присущим конкретному региону.

Например,  для некоторых регионов России характерно развитие традиционных промыслов, ведение традиционного хозяйства, что соответственно нашло отражение в содержании аграрного законодательства этих регионов.

Так, в Законе Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. № 461″О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера”, право льготной охоты предоставляется гражданам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и занимающимся охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом и другими традиционными отраслями хозяйства и промыслами.

Регулирование перспективных направлений развития традиционных промыслов в Республике Саха (Якутия) связано с принятием соответствующих нормативных правовых актов в сфере животноводства.

В этой сфере действуют Закон Республики Саха (Якутия) от 10  июля 2003 г.  №109-III “О табунном коневодстве”, Закон Республики Саха (Якутия) от 25  июня 1997 г.  №179-1 “О северном домашнем оленеводстве”, Закон Республики Саха (Якутия) от 19  мая 1993 г.  N21484-XII “О племенном деле в животноводстве”.

В качестве примера можно привести также нормативные акты других регионов: Закон Магаданской области от 6 декабря 2006 г. № 776-0З “О ветеринарии в Магаданской области”;  Закон Волгоградской области от 28 апреля 2006 г.  № 1219-ОД”О пчеловодстве”; Закон Республики Башкортостан от 02  июля 1997 г.  № 99-З “О семеноводстве в Республике Башкортостан” ; Закон Республики Дагестан от 18  декабря 2000 г.  № 31″О винограде и вине” (ред. от 19.02.2002 г. ); Закон Республики Башкортостан от 10  января 2001 г.  №169-3 “О коневодстве” (ред. от 01.10.2004);  Закон Республики Башкортостан от 14  июля 1993 г.  № ВС-18/32 «О зерне» (ред. от 21.01.2004); Закон Оренбургской области от 1 октября 1997 г.  №150/44-0З “О семеноводстве”.

Данный обзор не носит исчерпывающий характер. Важным здесь представляется то, что тенденции развития и формирования аграрного законодательства, на уровне отдельно взятого субъекта РФ имеют свои специфические стороны и особенности, характерные конкретному региону.

Аграрное законодательство многих субъектов РФ в значительной степени повторяет федеральное законодательство. Наглядно это можно проиллюстрировать на примере нормативных актов о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в которых положения федеральных законов в основном просто дублируются.

Вместе с тем на практике встречаются случаи нарушения данных положений Конституции РФ. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. № 74-Г06-9 было признано противоречащим федеральному законодательству и недействующими отдельные  положения Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 № 175-111 от 17 октября 2003 г. “О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных  народов Севера” по кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 г.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления  издаются в качестве источников аграрного права на основании и во исполнение  уставов муниципальных образований и законодательства субъектов РФ, предоставивших право органам местного самоуправления и их должностным лицам принимать правовые акты по вопросам своего ведения.

Это положение закреплено в ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию», вступившего в силу  1 января 2006 г.

В соответствии с требованиями реформы федеративных отношений и местного самоуправления расширяется сфера муниципальною правотворчества, охватывающего весь спектр нормативного правового регулирования земельных отношений, результатом которых являются муниципальные нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.

Законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований определяют наименование и виды правовых актов, полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу.

Принятые и вступившие в силу по вопросам местного значения в установленном порядке нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы муниципального земельного права, имеют обязательную силу для исполнения их всеми расположенными на территории муниципального образования сельскохозяйственными коммерческими организациями, учреждениями и гражданами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)