Некоторые психологические особенности общения посредством Интернета

Как было показано выше, современные масс-медия учатся производить не столько информационные сообщения, а сообщения-коммуникации как таковые. Следовательно, од- ной из важнейших исследовательских задач является изучение психологии общения в Интернете. Перечислим основные-особенности общения через Интернет, отмеченные многими авторами.

Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно по- лучить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Снижение психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность.

Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

Добровольность и желательность контактов. Пользо- ватель добровольно завязывает контакты или уходит от них а также может прервать их в любой момент.

Затрудненность эмоционального компонента общения и в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста посла- ния).

Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной сто- роны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

Анализ различных форм (технологий) общения в Ин- тернете — телеконференций, чатов — показывает, что в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике:

их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью (Reid, 1994), а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору.

Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. При коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом.

Работа с персональным компьютером, как показывает опыт большого числа пользователей персональных ЭВМ, накладывает отпечаток на характер мыслительной деятельности пользователей при решении задач, оказывает влияние на ход многих психических процессов у них.

В ситуации работы с печатным текстом произвольное внимание более устойчивое и сосредоточенное, чем при работе на компьютере, краткосрочное запоминание текста более продуктивно при прочтении его с листа. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.п., обладают спецификой в условиях работы на компьютере и требуют большей сформированности (автоматизма).

У подготовленных пользователей формируется психо- логическая зависимость от компьютера, который стимулирует их умственную деятельность и оказывается условием успешного выполнения заданий. При этом процессы, связанные с запоминанием, анализом и пониманием текста, у опытных пользователей протекают хуже, чем у начинающих, что можно объяснить негативными последствиями влияния работы на компьютере на умственную активность.

В  исследовании  мотивации  пользователей Интернета

  • отмечается, что следует говорить о деятельности чело- века в Интернете как новом виде психической реальности, новом виде деятельности, который сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, творческой).

Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воз- действует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого.

Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека — развивает его возможности, дает новые навыки или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития.

Авторы исследования выделяют:

  1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это могут быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.
  2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получе- нием новых знаний, он может иметь различные ха- рактеристики в зависимости от направленности позна- вательного интереса пользователя. Предметом позна- вательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипер- текстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.
  3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он харак- теризуется поиском новых знакомств, людей с близ- кими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.
  4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Боль- шинство видов деятельности человека носит соци- альный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность пред- полагает разделение функций между людьми, сотруд- ничество между ними, обмен результатами деятель- ности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совме- стной деятельности. Ориентация пользователей на со- трудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоратив- ной мотивации.
  5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива  ле- жат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность.
  6. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду с другими данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.
  1. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. По- мимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.
  2. Мотив аффилиации. Данный мотив является выраже- нием социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого че- ловека принадлежать к определенной группе, прини- мать ее ценности и следовать им, занимать собствен- ное место в структуре группы.
  3. Мотив самореализации и развития личности. Значи- тельная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных воз- можностей, игровой деятельности, особенностей об- щения, формирования интересов личности.

Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает чело- веку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д.).

Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов. При составлении текста опросника для изучения мотивации пользователей Интернета была использована данная классификация типов мотивации.

Опросы показали, что значительная часть респондентов считает компьютерные сети необходимым средством обмена различного рода информацией (программной, деловой, коммерческой, научной). Целевая динамика в деятельности пользователя состоит в усилении межличностной составляющей сетевого общения при некотором уменьшении влияния деловой.

Более актуальными становятся цели рекреации, отдыха. Усиливается и познавательная активность. Она может иметь различную направленность: профессиональный интерес (изучение новых программ, сервисных возможностей), коммуникативно-личностная на- правленность (знакомство с чужим мнением, дискуссии на свободные темы). В то же время меньшее значение стало уделяться целям, направленным на бизнес и на участие респондентов в профессиональных телеконференциях.

Анализ динамики интересов пользователей по годам по- казал устойчивое падение интереса к следующим видам телеконференций: коммерческим, программистским и организационным (служебным). Пользовательский интерес воз- рос к телеконференциям по хобби и юмору,

Относительно стабильны интересы пользователей в области следующих телеконференций: научных, политических, внетематических для свободных обсуждений, по искусству, литературе и культуре.

Увеличивается количество пользователей, отмечающих развитие игры и импровизации; больше пользователей говорит о том, что обычное общение утрачивает свою привлекательность; улучшилось мнение об Интернете как о средстве достижения жизненного успеха; большее количество пользователей отмечает чувство включенности в глобальный информационный процесс. Несколько больше пользователей жалуются на потерю времени при работе в Интернете и отвлечение от реальных дел.

Существенно меньше пользователей говорят об Интер- нете как о средстве пополнения знаний. Таким образом, выявленная динамика сочетает в себе как негативные, так и позитивные последствия.

Негативные последствия связаны прежде всего с тем, что Интернет отвлекает от реальных дел и общения, требуя слишком много времени.

Позитивные последствия связаны с развитием игры, творчества, импровизации, достижением жизненного ус- пеха и включением в мировой информационный процесс.

Среди пользователей Интернета можно выделить различные типы в зависимости от типа ведущей мотивации. Одну группу составляют респонденты с выраженной коммуникативной мотивацией. Эти пользователи, по сути, увлечены Интернетом настолько, что предпочитают обычному общению работу в Интернете. Их интересы в значительной степе- ни связаны с неформальным общением посредством Интернета, поиском общения с интересными людьми.

Другую группу составляют пользователи, мотивация которых связана с различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижение статуса и авторитета, компетентная помощь, социальное самовыражение).

Этих пользователей характеризует более деловой подход к Интернету, они осознают его ограничение как формы общения. Работа в Интернете, по сути, является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей. При- чем средством универсальным, так как с его помощью возможно самоутверждение в различных сферах — личностной, познавательной, социальной, профессиональной.

Полученные результаты говорят о том, что Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы.

Эти данные свидетельствуют об уменьшении веса мотивов делового и профессионально- го характера в деятельности пользователей Интернета. На- против, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, мотивы личного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)