Негативные ценности закрытого общества

Во всяком обществе помимо позитивных общих целей имеются также негативные цели, распространяющие свое действие на всех членов общества. Позитивные цели говорят о том, ради чего живет общество как консолидированная группа людей; негативные ценности указывают на то, что угрожает обществу и с чем оно постоянно борется.

В закрытом обществе, являющемся, как правило, чрезвычайно агрессивным, ведущая негативная ценность — это его враги. Борьба с ними столь же важна, как и усилия, направленные на реализацию основной цели общества. В сущности, эта борьба — всего лишь обратная сторона активной деятельности, направленной на реализицию основной цели.

Социалистическое общество, как и всякое коллективистическое общество, ведет себя как вооруженный отряд, пробивающийся через вражескую территорию на место своей постоянной и безопасной дислокации. Оно ощущает себя находящимся в процессе никогда не прекращающейся жестокой схватки.

Выиграть ее оно может, только максимально консолидируя свои силы, соблюдая жесткую дисциплину, ни на минуту не упуская из виду многообразные грозящие ему опасности и не проявляя никакого снисхождения к своим многочисленным врагам.

Основными опасностями, подстерегающими социалистическое общество на пути к его цели и, быть может, даже замедляющими его продвижение к ней, являются несовершенство старого человека, доставшегося от прошлого, и враги социализма.

Человек общества, строящего коммунизм, достается этому обществу от загнивающего и разлагающегося капиталистического общества. Это уже не индивид, насквозь пропитанный духом и пороками капитализма, но он все-таки несет на себе, как говорил Маркс, «родимые пятна» старого общества.

В числе этих пятен — гордыня, или индивидуалистическое высокомерие, заставляющее человека противопоставлять себя своему коллективу и обществу в целом, стяжательство, лень, недостаточная дисциплинированность, упрощенное, ненаучное мировоззрение и т. д.

Человек нацистского общества несовершенен прежде всего в силу того, что является во многом продуктом расового смешения, испортившего не только его кровь и внешний облик, но и сам его дух. Кроме того, этот человек тоже несет на себе следы старого, капиталистического общества.

Главные средства формирования нового человека в тоталитарном обществе — это воспитание его в новом духе, прежде всего его идеологическое переоснащение, тотальный контроль за ним и тщательное отгораживание его от чуждых, враждебных влияний со стороны старого мира.

«Железный занавес», которым тоталитарное общество отгораживается от всего остального мира, служит в первую очередь средством предотвращения воздействия враждебной идеологии и разлагающего буржуазного образа жизни на членов этого общества. «Железный занавес» — изобретение индустриального коллективистического общества.

Враги социалистического общества многочисленны и вездесущи. Их отличают особые злоба и коварство, их самая большая радость — завлечь в свои сети человека, устремленного к высокой цели, сбить его с правильного пути, а если удастся, то и привлечь его в свои ряды.

Примечательно, что образ врага дается в социалистической идеологии и пропаганде гораздо ярче и выразительнее, чем описание той цели, которую ставит перед собой социалистическое общество.

Цель призвана вызывать у индивидов этого общества энтузиазм, враг должен внушать страх и ненависть. И коль скоро цель обрисовывается гораздо бледнее врага, можно предположить, что социалистическое общество больше рассчитывает на страх и ксенофобию своих индивидов, чем на их энтузиазм.

Враги социализма делятся на внешних и внутренних.

Внешним врагом социализма, согласно его идеологии, является индустриальное индивидуалистическое (капиталистическое) общество, многопартийное, идущее на поводу у демократии, пропитанное гнилым либерализмом, не имеющее высоких целей, загнивающее, разлагающееся и т. д.

Внешними врагами со временем сделались друг для друга два варианта социализма — коммунизм и национал-социализм. Как и в Средние века, на происки внешнего врага списываются многие беды социалистического общества.

Внутренними врагами коммунизма и национал-социализма являются те индивиды этих обществ, которые попали под влияние внешнего врага и проводят или только разделяют его идеологию и политику. «Внутренний враг — пособник империализма» — с этой формулой, высказанной коммунизмом, согласен и национал-социализм. Когда два социалистических режима поссорились между собой, к внутренним врагам, являющимся агентами империализма, добавились внутренние враги, способствующие успеху другой версии социализма.

В коммунистическом и национал-социалистическом обществах агенты внешнего врага и собственные внутренние враги чрезвычайно многочисленны и коварны; вред, наносимый ими, невозможно переоценить. В борьбе с внешним и внутренним врагом способны помочь только постоянная, неусыпная бдительность и беспощадное уничтожение выявленных врагов. Поскольку тоталитаризм отождествляет государство с обществом, внутренний враг является не просто врагом государства, а врагом народа.

Социалистическое общество без врага — как внешнего, так и внутреннего — невозможно, как невозможно оно без своей высокой цели. Социализм — это движение, и в нем должен быть не только пункт прибытия, но и пункт отправления.

И если та цель, которую ставит перед собой социалистическое общество, является радикальной и требующей сосредоточения всех его сил, то и враг, мешающий движению, должен быть столь же радикальным: злобным, вероломным, вездесущим и не лишенным силы. Без врага нет страха, а без постоянного страха нет самого социалистического общества.

В формировании образа врага особую роль играли показательные судебные процессы, широко практиковавшиеся как в советской России, так и в нацистской Германии. Эти процессы были театрализованными представлениями, в которых каждый не выступал от себя, а исполнял определенную, социально важную роль. Но это исполнение было искренним, в нем отсутствовало притворство и была вера в полезность такого спектакля для решения главной задачи — построения нового общества.

Если социалистическому обществу нужен враг, причем не только внешний, но и внутренний, — а враг ему нужен так же, как нужна глобальная цель, — оно всегда найдет его и подвергнет такому суду, в ходе которого враг сам признает свои коварные замыслы.

Спектакли с процессами над врагами воспринимались как чрезвычайно реалистические, потому что они отвечали внутреннему убеждению тоталитарного общества в существовании многочисленных его врагов и его постоянной жажде сурового возмездия им.

Враги были нужны коммунистическому обществу и для того, чтобы отнять у своих членов право на ощущение зла в своей душе и избавить их от необходимости постоянно бороться с ним. Репрессия политическая оказывалась в итоге репрессией психологической. Коммунистический режим, имея дело с врагами, не только имитировал успешное осуществление утопии, но и одновременно активно вытеснял нежелательную психологическую реальность в бессознательное.

Враги играют также роль своеобразного громоотвода. Они позволяют направлять враждебные чувства индивидов социалистического общества не на его правящую элиту, а на другой объект, причем объект, имеющий предметную, легко воспринимаемую форму. Происками врагов объясняются наиболее важные недостатки общества.

Враги помогают, наконец, освобождению общества от чувства греховности и вины, вызванного мерзостями повседневной жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)