Нарушение психической деятельности при поражении медиальных отделов лобной коры

Медиальные отделы лобных долей мозга тесно связаны собразованиями ретикулярной формации. Поэтому поражение этих областей приводит к снижению тонуса коры и к выраженным нарушениям регулирующих и модулирующих влияний лобной коры на неспецифические образования мозга.

Снижение тонуса коры приводит к нарушениям сознания, протекающим на фоне снижения критики и часто напоминающим онейроидные состояния, характерные для поражения лимбической области мозга.

В целом, при повреждении медиальных отделов наблюдаются три основных комплекса симптомов: нарушения сознания, памяти и процессов мышления, связанных с анализом собственного поведения и поступков других людей.

Первая группа симптомов проявляется в виде дезориентировки больного во времени, месте, в своём заболевании в собственной личности.

Так, в ориентировке в месте особую роль приобретают случайные признаки. Например, больной полагает, что он находится не в больнице, а на кухне ресторана, поскольку «вокруг много поваров в белой форме».

Иногда пациенты называют сразу два географических пункта, отвечая на вопрос о своём местонахождении. Больные не могут назвать год, месяц, число и время года, свой возраст, возраст детей или внуков, длительность заболевания, время нахождения в больнице.

Нарушения памяти при поражении медиальных отделов лобных долей характеризуются тремя отличительными особенностями: модальной неспецифичностью, нарушением отсроченного воспроизведения стимульного материала в условиях интерференции и нарушением избирательности процессов воспроизведения.

Непосредственное запоминание относительно сохранно и, по данным нейропсихологических обследований, часто соответствует нижней границе нормы. Однако введение в интервал между заучиванием воспроизведением интерферирующей задачи приводит к эффекту ретроактивного торможения.

При поражении медиальных отделов лобной коры правого полушария у пациента может возникать так называемая амнезия на источник, при которой он способен воспроизвести запоминавшийся ранее материал по подсказке, но не может вспомнить сам факт запоминания.

В воспроизведении стимульного материала присутствуют многочисленные контаминации в виде включения стимулов из другого задания. Например, последовательное запоминание двух групп по три слова приводит к ошибочному помещению в воспроизводимую группу «чужих» слов.

Также имеют место конфабуляции — бесконтрольно всплывающие побочные ассоциации, имеющие характер фантазирования. Например, пересказывая рассказ «Галка и голуби» пациент постепенно заменяет его изложением хорошо упроченной в опыте сказки «Гуси-лебеди».

При левосторонних поражениях мнестический дефект выглядит менее выраженным благодаря редким контаминациям и конфабуляциям, что может быть связано с общей инактивностью и непродуктивностью деятельности. Наблюдается преимущественный дефицит в запоминании  и воспроизведении смыслового материала.

В литературе встречается анализ клинического случая пациента, перенёсшего разрыв аневризмы в левой нижней медиальной области лобной доли, позволяющий выдвинуть предположение о функциональной специфичности нижней и верхней части медиальной лобной област.

Автором исследования на основе анализа других источников было выделено 4 типа нарушений, свойственных больным с поражением медиальных отделов лобной коры:

  1. антероградная амнезия;
  2. персеверации при выполнении сложных заданий (например, в тесте сортировки карточек);
  3. моторные стереотипии;
  4. парамнезии при воспроизведении стимулов.

Рассматривая случай пациента с разрывом аневризмы, D. Osmon сделал вывод о том, что нижняя и верхняя области медиальной лобной коры могут выступать в качестве оппонентов: с нижней областью (25-е 32-е поля Бродмана) связаны процессы переключения, а верхняя область (верхняя часть 24-го поля Бродмана и медиальная область 6-го поля) отвечает за поддержание текущего психологического процесса.

В обзоре, посвящённом исследованиям функций медиальных отделов лобной коры, известный английский нейробиолог и нейропсихолог C. Frith подчёркивал их важную роль в социальном поведении, а, точнее, в понимании намерений и поступков других людей.

Автор отмечал, что данная способность присуща в зачаточном состоянии высшим обезьянам, а у человека достигает высочайшего уровня развития. Система распознавания и регуляции социального поведения включает, по его мнению, не только медиальные отделы префронтальной коры, но и заднюю верхнюю височную борозду.

Обобщив результаты двух исследований с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) у одного исследования методом фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), в которых здоровым добровольцам предлагалось проинтерпретировать характеры героев прочитанных рассказов или персонажей невербальных мультфильмов, C. Frith предложил отдельно рассматривать два типа задач, выполняемых медиальными отделами лобной коры: приписывание тех или иных психических состояний другим людям и анализ собственных психических состояний.

В другом исследовании в соавторстве с D. Amodio было показано различное участие задней ростральной области медиальной лобной коры, «включающейся» при мониторинге действий, и передней ростральной области, активирующейся в ответ на задачи, связанные с социальным познанием, включающие самопознание, восприятие чужих психических состояний ментализацию (интерпретацию чужого поведения).

Иные задачи выполняет орбитальная часть медиальной лобной коры, активирующаяся при мониторинге результатов действий.

Таким образом, поражение медиальных отделов коры лобных долей составляет синдром, включающий в себя нарушение как операционных, так и мотивационных, и динамических компонентов психической деятельности

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)