Налоговое право

Налоги, сборы и пошлины являются одним из важнейших источников государственных доходов почти всех государств мира, поскольку обеспечивают их деятельность финансовыми средствами.

История взимания налогов (сборов и пошлин)*, основанных на нормативных правовых актах, насчитывает несколько тысячелетий. Этому могут свидетельствовать законы Эшнунны – маленького государства, находившегося недалеко от Вавилона, – датируемые XX в. до н.э. и поэтому являющиеся древнейшими среди известных историкам памятников законодательства.

Другим важным памятником правовой культуры являются законы древневавилонского царя Хаммурапи, правившего в первой половине XVIII в. до н.э. Эти законы были выбиты на черном базальтовом столбе и состояли из введения, 282 статей и заключения.

Древнейшим источником права являются древнеримские законы XII таблиц, составленные в V в. до н.э. Они были выбиты на 12 досках, их изучали в школах Древнего Рима.

Важным памятником правовой культуры является также свод древнеиндийских законов Ману, составленный во II в. до н.э. Свод законов состоял из 12 глав и 2685 статей.

Например, согласно ст. 127, 137, 138 главы VII Свода законов Ману объектами налогообложения были: а) результаты труда свободных ремесленников и землепашцев; б) торговая деятельность; в) самостоятельный промысел. В соответствии со ст. 130 гл. VII Сборника законов Ману в царскую казну платили 50-ю часть скота и золота.

Исходя из правила ст. 133 гл. VII Свода законов Ману от уплаты налогов освобождались знатоки Веды, т.е. лица, знающие Свод законов Ману.

Памятником правовой культуры Киевской Руси является сборник «Русская Правда» (IX – XII вв.), в котором были закреплены нормы о взимании налогов, т.е. виры.

Например, согласно ст. 42 сборника виру уплачивали территории определенной общины. Сбор виры осуществлялся как в денежной, так и в натуральной формах.

Таким образом, можно говорить о том, что законодательное взимание налогов возникло на стадии формирования государства.

Ныне действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой систему нормативных правовых актов, призванную эффективно обеспечивать финансовыми средствами бюджеты всех уровней: федеральный, региональные и местные.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах разделены на две группы: на Законы и иные нормативные правовые акты.

К первой группе относятся Налоговый кодекс РФ, ч. I, федеральные и региональные законы; ко второй – иные нормативные правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Правовое построение налоговой системы основано на следующих принципах: а) всеобщность налогообложения; б) равенство налогообложения; в) справедливость налогообложения; г) законность налогообложения и др.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип справедливости – это, когда налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.

Принцип равенства налогообложения представляет собой положение, согласно которому все налогоплательщики имеют равные обязанности по уплате налогов и сборов и равные права в получении налоговых льгот.

Принцип законности налогообложения означает обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами налогового права. В частности, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Система налогов и сборов в Российской Федерации определяется ст. 12-18 НК РФ ч. I, в соответствии с которыми устанавливаются и взимаются: а) федеральные налоги и сборы; б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации; в) местные налоги и сборы.

Плательщиками налогов и сборов признаются юридические и физические лица. Филиалы и представительства российских юридических лиц не являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов, т.е. не являются налогоплательщиками.

В НК РФ ч. I (ст. 20) введена новая категория налогоплательщиков – это взаимозависимые лица, которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

При этом указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с настоящим Кодексом.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (ст. 128 – 132). Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Например, юридическая или медицинская консультация, оказанная одним лицом другому. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора базируется на обстоятельствах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Такими обстоятельствами признаются: а) наличие статуса налогоплательщика у конкретного субъекта налоговых отношений, предопределенного налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью; б) наличием объекта налогообложения у плательщика; в) отсутствие права на освобождение от уплаты налога или сбора, т.е. отсутствие налоговых льгот у конкретного налогоплательщика; г) наличие норм законодательства о налогах и сборах, закрепляющих порядок и условия налогообложения.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться: а) залогом имущества; б) поручительством; в) пеней; г) приостановлением операций по счетам в банке; д) наложением ареста на имущество налогоплательщика.

За исполнением законодательства о налогах и сборах установлен налоговый контроль, проводимый должностными лицами в следующих формах: а) налоговые проверки; б) получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; в) проверки данных учета и отчетности; г) осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли); д) в других формах, предусмотренных Кодексом.

В целях повышения эффективности налогового контроля со стороны налоговых органов законодатель предусмотрел в НК РФ ч. I правила, закрепляющие определенную, строго обязательную последовательность контрольных действий: а) учет налогоплательщиков; б) проведение налоговых проверок и оформление их результатов; в) производство по делу о налоговом правонарушении.

В ходе учета налоговые органы получают важные сведения о налогоплательщиках: 1) количестве; 2) месте нахождения; 3) видах деятельности; 4) наличии имущества; 5) источниках прибыли (доходов). При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН). Этот номер налогоплательщики обязаны указывать в декларациях, отчетах, заявлениях, платежных, расчетных и иных документах.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная  налоговая  проверка  проводится у всех налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащим основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится регулярно каждый квартал.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя не чаще одного раза в год и не может, как правило, продолжаться более двух месяцев.

За налоговые правонарушения законодательством о налогах и сборах предусматривается ответственность за их совершение.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Налоговая ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста (ст. 109 НК РФ, ч. I). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, применяемая в виде денежных взысканий (штрафов)

В зависимости от смягчающих или отягчающих обстоятельств, установленных Налоговым кодексом РФ ч. I, размер штрафа уменьшается либо увеличивается.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)