Налоговая система РФ

Совокупность принципов, норм и правил взимания налогов, а также совокупность взимаемых на территории государства видов налогов образуют налоговую систему государства и закрепляются соответствующим законодательством. В результате этого налог становится правовой категорией.

Правовые основы действующей налоговой системы в нашей стране были заложены Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Основой налогового права и законодательства о налогах и сборах в настоящее время служит Налоговый кодекс Российской Федерации. Его первая, так называемая общая, часть вступила в действие с 1 января 1999 г.

Налоговый кодекс РФ — это основной законодательный акт о налогах, который устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Кроме НК РФ к законодательству о налогах и сборах относятся также законы о налогах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты по местным налогам муниципальных образований, принимаемые в соответствии с НК РФ. Поскольку экономическая ситуации в стране постоянно изменяется, меняются размеры государственного бюджета, источники его наполнения, постольку и налоговая система постоянно корректируется.

Если в экономической жизни страны происходят кардинальные изменения, то возникает необходимость в реформировании налоговой системы. В каком направлении будет изменяться налогообложение в ближайшие годы, определяется налоговой политикой государства. Первое реформирование налоговой системы Российской Федерации началось с 1 января 2001 г. Проводимая налоговая реформа должна была стать важнейшим условием обеспечения экономического роста, развития предпринимательской деятельности, привлечения в страну иностранных инвестиций, а также ликвидации теневой экономики.

Основные направления реформы:

  • снижение налоговой нагрузки;
  • упрощение налоговой системы путем сокращения количества налогов и максимальной унификации режимов их исчисления и уплаты;
  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • совершенствование налогового администрирования, направленного на пресечение практики уклонения от налогообложения, а также на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков.

Налоговая политика данного периода ориентирована на создание благоприятных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития. На достижение указанных целей будут направлены и дальнейшие изменения в налоговом законодательстве. В Налоговом кодексе РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, в понятии «налог» заложены важные элементы юридического характера:

  • уплата налога — обязанность налогоплательщика;
  • налог взыскивается на условиях безвозмездности;
  • целью взимания налога является обеспечение расходных обязательств государства в целом.
Основополагающим юридическим признаком налога является законность его установления и введения. Установление налога, а также его взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. На основании этого обязательного признака любые обязательные платежи, не установленные и не предусмотренные законом, не могут считаться налогами.

В соответствии с российским законодательством налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, прописанные в НК РФ. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование, если иное не предусмотрено законом. Налоговые льготы не являются обязательным атрибутом налогообложения.

Действующие в российской экономике налоги можно классифицировать как минимум по трем признакам:

  • по способу взимания: прямые и косвенные;
  • территории их действия: федеральные, региональные и местные;
  • объектам налогообложения.

Прямые налоги ориентированы либо на обложение доходов от предпринимательства (например, налог на прибыль), либо на обложение доходов населения (например, подоходный налог), либо на обложение имущества (налог на имущество организаций или физических лиц, транспортный налог, земельный налог). В отличие от прямых косвенные налоги — это налоги на потребление, которые взимаются в результате реализации (продажи) товара или услуги. Налоги этой группы, независимо от облагаемых ими стадий производства, направлены на конечное потребление и включаются в цену продукции (работ, услуг). К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины. В России таможенные пошлины регулируются не НК РФ, а Таможенным кодексом Российской Федерации и, таким образом, не входят в систему действующих налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с каждого акта продажи в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до предметов потребления.

Акцизы и таможенные пошлины также направлены на обложение потребления, но не всего, а лишь его определенных частей, и несут не только фискальную, но и иную целевую нагрузку (часто ограничительную). Так, например, акцизами облагаются определенные товарные группы (прежде всего алкогольная и табачная продукция), что дает возможность с помощью высоких цен несколько ограничить их потребление. Таможенными пошлинами облагаются лишь импортные товары, т.е. наряду с фискальными целями пошлины могут использоваться для защиты отечественных производителей.

В зависимости от объектов налогообложения в налоговой системе Российской Федерации установлено 13 видов налогов и два вида сборов, а также четыре специальных налоговых режима.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги включают:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относят:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

В различных регионах уровень налоговой нагрузки может отличаться. При этом ставка налога (полностью или частично), а также льготы могут устанавливаться на региональном или местном уровне. Например, ставка налога на прибыль (20%) частично устанавливается на региональном уровне (2% поступает в федеральный бюджет, а в региональный от 13,5 до 18%), налог на имущество предприятий (в диапазоне до 2,2%).

Кроме того, при наличии филиалов или подразделений в разных регионах данная структура налогов приводит к необходимости уплачивать налоги в разные бюджеты по разным ставкам, а также вставать на учет и представлять отчетность в каждом месте деятельности.

Следует отметить, что российское налоговое законодательство для отдельных категорий налогоплательщиков предусматривает специальные (более льготные) налоговые режимы:

  • единый налог для сельхозпроизводителей — режим, цель которого снизить налоговые расходы для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — режим, позволяющий мелкому бизнесу в сфере торговли и услуг населению снизить не только расходы на уплату налогов, но и упростить саму процедуру учета и налогового контроля;

Упрощенная система налогообложения — режим для малого и среднего бизнеса, стимулирующий развитие данной категории предпринимательства как основы экономики государства; соглашение о разделе продукции — особый режим для организаций инвесторов, вкладывающих средства в разработку месторождений полезных ископаемых на период действия соглашений, когда организациям сложно планировать финансовые результаты своей деятельности. Соглашения заключаются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

В таблице 23.1 представлена взаимосвязь между категориями налогоплательщиков, работающих на общей системе налогообложения, объектами налога и уплачиваемыми налогами.

Финансовые ресурсы государства формируются также и за счет сборов. В соответствии с НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сборы, уплачиваемые организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:

  • государственная пошлина — сбор, взимаемый при обращении в государственные и иные органы;
  • сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Взимается при получении соответствующего разрешения на право пользования данными объектами.

Виды налогов и сборов — важнейший элемент налоговой системы. Однако не менее значимыми элементами налоговой системы являются совокупность норм взимания налогов: кто и когда должен уплачивать налоги, какие применяются формы и методы налогового контроля, какова ответственность за налоговые нарушения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)