Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Данные права регулируются следующими законами:

  • «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.;
  • «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.

Во исполнение названных законов изданы подзаконные акты, регламентирующие механизм реализации основных требований законодательства, в том числе:

  • указы Президента РФ:
  • «О мерах по введению иммиграционного контроля» от 16 декабря 1993 г.;
  • «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г.;
  • «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 29 апреля 1994 г.;
  • постановления Правительства Российской Федерации:
  • «Об утверждении Положения об иммиграционном контроле» от 8 сентября 1994 г.;
  • «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 г.

В решении коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 23 сентября 1998 г. отмечались нарушения законов в рассматриваемой сфере, имевшие место в ряде регионов, и с учетом этого всем прокурорам предложено:

  • сосредоточить усилия на обеспечении надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства;
  • своевременно и принципиально реагировать на нарушения прав граждан, на факты нецелевого использования федеральных бюджетных средств миграционными подразделениями; активно использовать предусмотренный законом механизм воздействия на нарушителей; при наличии оснований возбуждать уголовные дела, виновных привлекать к уголовной ответственности;
  • наладить четкое взаимодействие с федеральными и региональными миграционными службами, представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями; активно привлекать к проведению прокурорских проверок специалистов миграционных служб и Министерства финансов РФ;
  • комплексно анализировать состояние законности и эффективность прокурорского надзора на этом участке деятельности, результаты рассматривать на заседаниях коллегии, координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.

Основной источник информации о нарушениях законодательства:

  • жалобы и заявления граждан о нарушении их прав, поступившие в прокуратуру, территориальные подразделения миграционных служб, паспортно-визовые подразделения МВД России;
  • обобщения судебной практики;
  • статистические данные контролирующих органов;
  • выступления и публикации в средствах массовой информации, органов социальной защиты и иные конкретные сигналы о правонарушениях.

Типичные правонарушения:

  • необоснованный (в нарушение ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации») отказ в регистрации граждан по месту их прибытия;
  • произвольное изменение установленных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. (в редакции от 16 марта 2000 г.) № 713 правил регистрационного учета граждан, т.е. установление различного рода ограничений либо дополнительных условий (дактилоскопическое исследование), усложнение процедур решения вопросов; взимание не предусмотренных действующим законодательством платежей;
  • нарушение порядка и сроков рассмотрения жалоб, заявлений граждан и обращений депутатов органами паспортно-визовой службы МВД России;
  • применение штрафных санкций с нарушением требований закона.

В ряде регионов принимаются нормативные акты, не соответствующие Конституции Российской Федерации и действующим в этой области федеральным законам. Нарушаются и международные обязательства, принятые на себя Россией. Подразделения миграционных служб нередко принимают незаконные правовые акты, ограничивающие права мигрантов.

Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления зачастую неправомерно наделяют милицейские службы правом чинить искусственные препятствия гражданам, прибывающим в определенные местности.

Имеют место факты хищений, злоупотреблений, получения взяток, нецелевого использования бюджетных средств.

Прокурор с учетом конкретной правовой ситуации, сложившейся в регионе, намечает перечень вопросов, подлежащих выяснению.

С этой целью предварительно анализируются:

  • сведения о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти субъектов Федерации, паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел, жилищных органов, органов социальной защиты и служб занятости; жалобы и заявления граждан;
  • сообщения средств массовой информации; материалы судебных, налоговых, финансовых органов.

С этой целью прокурор:

  • знакомится с реестром дел в паспортно-визовом подразделении;
  • изучает сведения, содержащиеся в журналах регистрации входящей и исходящей корреспонденции, журналах регистрации жалоб и заявлений; знакомится с решениями, принятыми по жалобам и заявлениям, и перепиской по ним;
  • анализирует содержание исполнительных производств, отчетно-статистических документов и других материалов;
  • затем выясняет, как ведется учет исполнительных документов, соответствуют ли закону принятые решения, не ущемляют ли они права лиц, желающих изменить место своего пребывания.

В органах государственной власти субъектов Федерации особое внимание при проверке уделяется изучению законности правовых актов, относящихся к рассматриваемой сфере, и наступивших негативных последствий в случаях принятия противоправных актов; анализируется соблюдение законодательства, регламентирующего работу с жалобами и заявлениями граждан.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)