Надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации

Право на информацию – одно из фундаментальных прав человека, которое обеспечивается деятельностью средств массовой информации.

Регламентируется:

  • Конституцией Российской Федерации (ст. 29);
  • Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.;
  • Федеральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 г.;
  • Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.;
  • Указом Президента Российской Федерации «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г.;
  • Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.

Сведения о нарушениях законодательства о средствах массовой информации, несоблюдении законов самими СМИ (их руководителями) могут быть получены из писем, заявлений, поступающих в органы прокуратуры от граждан, организаций, учреждений, из материалов проводимых надзорных проверок.

Важным источником информации являются материалы государственных органов, осуществляющих регистрацию общероссийских, региональных и местных средств массовой информации: Государственного комитета Российской Федерации по печати, его региональных управлений, Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию.

В этих органах ведутся реестры зарегистрированных в соответствии с законом средств массовой информации (с указанием даты их учреждения и регистрации, юридического адреса редакции, целей и задач издания, его названия), а также реестры предприятий, получивших лицензии на полиграфическую деятельность, издательств и издающих организаций. Помимо реестра имеются копии учредительных документов и уставов, материалы об отказе в государственной регистрации (с указанием причин), сведения о результатах рассмотрения в судах жалоб на эти решения.

Нарушения законодательства о средствах массовой информации можно условно разделить на две группы: нарушения прав СМИ и журналистов; нарушения законодательства со стороны средств массовой информации и журналистов.

В регистрирующих органах проверку целесообразно начинать с изучения данных о регистрации СМИ, его учредительных документов.

В ходе проверки прокурор изучает имеющуюся документацию о выдаче регистрирующим органом лицензии на издательскую и полиграфическую деятельность.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. на осуществление телевизионного вещания, радиовещания, издательскую и полиграфическую деятельность лицензия обязательна (ст. 17), причем выдана должна быть не менее чем на три года (ст. 8).

При решении вопроса о выдаче лицензии ее соискатель обязан представить в соответствующий лицензирующий орган:

  • заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения;
  • наименования банка и номера расчетного счета в банке;
  • вида и срока деятельности;
  • копию учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации;
  • справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии (ст. 10).

Изучая учредительные документы СМИ, прокурор выясняет: законно ли создано и действует рассматриваемое средство массовой информации; не содержит ли его устав норм, противоречащих Конституции РФ, иным федеральным законам; не выходит ли деятельность СМИ за пределы целей и задач, определенных уставом (занятие коммерческой деятельностью и т.д.).

В случае отказа в регистрации следует проверить, соблюдены ли требования ст. 13 Закона о СМИ, т.е. не произведен ли отказ в регистрации по надуманным основаниям. Кроме того, необходимо выяснить, не принималось ли руководителями СМИ мер, ущемляющих права и законные интересы членов редакции (издание письменных приказов, инструкций, положений и т.д.).

К наиболее распространенным нарушениям законодательства со стороны СМИ и журналистов относится унижение чести, достоинства и подрыв деловой репутации.

Объективная сторона его содержит три признака:

  • сведения не соответствуют действительности;
  • сведения содержат информацию, порочащую честь и достоинство лица или подрывающую его деловую репутацию;
  • сведения распространены.

Лицо, в отношении которого были распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие его честь и достоинство или подрывающие его деловую репутацию, может осуществить защиту своих прав в порядке гражданского судопроизводства. На требование о защите чести, достоинства или деловой репутации сроки исковой давности не распространяются. Данная категория дел имеет специфику, которая заключается в том, что обязанность доказывания достоверности распространенных сведений возлагается на ответчика.

Прокуроры уделяют внимание исполнению Закона РФ «О рекламе». Нарушения рекламной деятельности СМИ могут выражаться:

  • в рекламировании алкогольной продукции;
  • отсутствии лицензии на рекламируемый вид деятельности;
  • превышении допустимого объема рекламы;
  • распространении запрещенной рекламы.

Чаще всего встречаются случаи нарушения установленного порядка распространения рекламы.

Большую группу составляют нарушения законодательства со стороны СМИ, связанные с предвыборной агитацией. Зачастую встречаются отказы СМИ в публикации обязательных сообщений в нарушение ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации», где перечислены виды сообщений, которые редакция должна опубликовать бесплатно и в установленный срок.

Прокуроры также проверяют такие вопросы, как:

  • дублирование печатных изданий СМИ;
  • превышение заявленного тиража газет и журналов над действительным;
  • рост выпуска газет-однодневок, особенно во время проведения избирательных кампаний;
  • нарушение законодательства в части завышения использования печатной площади под рекламу;
  • учреждение СМИ через подставное лицо и получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание;
  • уклонение от уплаты потиражного сбора или неправомерное получение льгот;
  • уклонение от перерегистрации обманным путем;
  • создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 60).

Нарушение законодательства о средствах массовой информации влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)