Надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации
Право на информацию – одно из фундаментальных прав человека, которое обеспечивается деятельностью средств массовой информации.
Регламентируется:
- Конституцией Российской Федерации (ст. 29);
- Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.;
- Федеральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 г.;
- Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.;
- Указом Президента Российской Федерации «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г.;
- Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
Сведения о нарушениях законодательства о средствах массовой информации, несоблюдении законов самими СМИ (их руководителями) могут быть получены из писем, заявлений, поступающих в органы прокуратуры от граждан, организаций, учреждений, из материалов проводимых надзорных проверок.
В этих органах ведутся реестры зарегистрированных в соответствии с законом средств массовой информации (с указанием даты их учреждения и регистрации, юридического адреса редакции, целей и задач издания, его названия), а также реестры предприятий, получивших лицензии на полиграфическую деятельность, издательств и издающих организаций. Помимо реестра имеются копии учредительных документов и уставов, материалы об отказе в государственной регистрации (с указанием причин), сведения о результатах рассмотрения в судах жалоб на эти решения.
Нарушения законодательства о средствах массовой информации можно условно разделить на две группы: нарушения прав СМИ и журналистов; нарушения законодательства со стороны средств массовой информации и журналистов.
В ходе проверки прокурор изучает имеющуюся документацию о выдаче регистрирующим органом лицензии на издательскую и полиграфическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. на осуществление телевизионного вещания, радиовещания, издательскую и полиграфическую деятельность лицензия обязательна (ст. 17), причем выдана должна быть не менее чем на три года (ст. 8).
При решении вопроса о выдаче лицензии ее соискатель обязан представить в соответствующий лицензирующий орган:
- заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения;
- наименования банка и номера расчетного счета в банке;
- вида и срока деятельности;
- копию учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации;
- справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии (ст. 10).
Изучая учредительные документы СМИ, прокурор выясняет: законно ли создано и действует рассматриваемое средство массовой информации; не содержит ли его устав норм, противоречащих Конституции РФ, иным федеральным законам; не выходит ли деятельность СМИ за пределы целей и задач, определенных уставом (занятие коммерческой деятельностью и т.д.).
В случае отказа в регистрации следует проверить, соблюдены ли требования ст. 13 Закона о СМИ, т.е. не произведен ли отказ в регистрации по надуманным основаниям. Кроме того, необходимо выяснить, не принималось ли руководителями СМИ мер, ущемляющих права и законные интересы членов редакции (издание письменных приказов, инструкций, положений и т.д.).
К наиболее распространенным нарушениям законодательства со стороны СМИ и журналистов относится унижение чести, достоинства и подрыв деловой репутации.
Объективная сторона его содержит три признака:
- сведения не соответствуют действительности;
- сведения содержат информацию, порочащую честь и достоинство лица или подрывающую его деловую репутацию;
- сведения распространены.
Лицо, в отношении которого были распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие его честь и достоинство или подрывающие его деловую репутацию, может осуществить защиту своих прав в порядке гражданского судопроизводства. На требование о защите чести, достоинства или деловой репутации сроки исковой давности не распространяются. Данная категория дел имеет специфику, которая заключается в том, что обязанность доказывания достоверности распространенных сведений возлагается на ответчика.
Прокуроры уделяют внимание исполнению Закона РФ «О рекламе». Нарушения рекламной деятельности СМИ могут выражаться:
- в рекламировании алкогольной продукции;
- отсутствии лицензии на рекламируемый вид деятельности;
- превышении допустимого объема рекламы;
- распространении запрещенной рекламы.
Чаще всего встречаются случаи нарушения установленного порядка распространения рекламы.
Большую группу составляют нарушения законодательства со стороны СМИ, связанные с предвыборной агитацией. Зачастую встречаются отказы СМИ в публикации обязательных сообщений в нарушение ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации», где перечислены виды сообщений, которые редакция должна опубликовать бесплатно и в установленный срок.
Прокуроры также проверяют такие вопросы, как:
- дублирование печатных изданий СМИ;
- превышение заявленного тиража газет и журналов над действительным;
- рост выпуска газет-однодневок, особенно во время проведения избирательных кампаний;
- нарушение законодательства в части завышения использования печатной площади под рекламу;
- учреждение СМИ через подставное лицо и получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание;
- уклонение от уплаты потиражного сбора или неправомерное получение льгот;
- уклонение от перерегистрации обманным путем;
- создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 60).
Нарушение законодательства о средствах массовой информации влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу