Мышление и интеллект
В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности.
В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога.Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую» (fluid), и статическую — «кристаллизованную» (crystallized).
Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.
Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:
- способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);
- способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;
- способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;
- объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.
Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи.
Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр.
К наиболее известным тестам такого вида относятся:
- тест Стенфорда-Бине — оценивает интеллектуальное развитие ребенка;
- тест Векслера — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;
- тест Равена — невербальный интеллект;
- тест Айзенка (IQ) — определяет общий уровень развития интеллекта.
При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу