Средневековая музыка в России

В XVII в. русская средневековая музыкальная культура — каноническое монодическое знаменное пение — столкнулась с западноевропейским партесным (от лат. partes — части, музыкальные партии, голоса) многоголосием, усиливающим светское начало.

Данное противостояние осложнилось церковным расколом: старообрядцы были против новой музыки, видя в ней влияние католицизма.

Родина многоголосного хорового пения — Италия и Германия, но в Россию оно было завезено из Польши через Украину. На Украине оно появилось в начале XVII в. В быстром усовершенствовании церковного пения обнаружился подъем народного духа.

Русское Возрождение способствовало освобождению Украины от польско-литовского гнета и ее стремлению к воссоединению с Россией.

В Киеве действовала певческая школа Киево-Братского монастыря, основанная известным украинским просветителем Лазарем Барановичем.

Певцы, присланные оттуда в Великороссию в 1650-е гг., распространяли новые распевы. Ранее, в 1640-х гг., новгородцы впервые стали осваивать киевскую нотацию и новый стиль партесного многоголосия западного образца.

Посредниками при усвоении западной музыкальной новизны до конца XVIII в. служили малороссийские певчие.

В русских народных песнях многоголосие уже существовало, что помогало попыткам дополнения традиционного унисонного пения другими голосами. Возникло так называемое троестрочное пение: «путь», или основную мелодию, давал средний голос, верхний и нижний голоса служили для «сопровождения».

Стали получать распространение киевский, болгарский и греческий распевы. Главное их свойство, в отличие от знаменного распева, — строфичность, т.е. многократное повторение мелодии строфы с разным текстом (как в народной песне).

В XVII в. созданы труды, обобщавшие различные теоретические системы. Монахом Кирилло-Белозерского монастыря Христофором в 1604 г. написана азбука «Ключ знаменной». На Украине в то время трудился известный теоретик и композитор Николай Павлович Дилецкий (ок. 1630 — ок. 1680), выходец из Киева, учившийся в Вильнюсе и Польше.

В 1681 г. Дилецкий выпустил «Мусикийскую грамматику» — одновременно и пособие по обучению музыкальной грамоте, и практическое руководство но композиции, в котором излагались правила гармонии, контрапункта и новые понятия о тональности, метре, ритме, ладах и т.п.

В своем сочинении Дилецкий советовал композиторам сочинять музыку «про запас», без текста (правило атексталис), «когда есть фантазия». Данные фантазии могли быть началом свободного творчества первых русских композиторов.

Дилецкий был назначен директором певческой капеллы царя Федора Алексеевича и перевел свою книгу с польского на русский. Из последователей данной школы выделился наиболее известный русский композитор XVII в. Василий Титов.

Тогда же в Россию пришли псалмы — духовные песни, текстами для которых служили поэтические переложения псалмов Давида, и канты (от лат. kantus — пение), род духовной лирики. Канты были религиозными и светскими.

Светские канты делились на викториальные, воспевавшие победы (с припевом: «виват! виват!»), морализующие, философские, любовные. Канты и псалмы быстро вошли в народную среду, получив определение народного барокко.

Создается жанр духовного хорового концерта (лат. concerto — состязаюсь). Дилецкий первоначально называл концертом ансамбль, обычно трехголосный. Термин «концерт» Дилецкий определяет как «борение гласов», противопоставление голосов выделенной группы солистов и всего хора.

Концерты делятся на части. Наиболее типичны трехчастные концерты. Главные голоса — бас, выполняющий роль мелодической линии, и тенор — ведущий мелодический голос; дополнительные голоса — дискант и альт.

Вместе эти четыре партии образуют гармоничную четырехголосную композицию, в которой все, в отличие от знаменного пения, согласуется. Бас имел преимущество перед тенором.

Наиболее типичный состав хора в конце XVII — начале XVIII в. 12-голосный. Музыка эпохи барокко открыла дорогу светским жанрам: опере, инструментальной музыке.

В XVII в. в России вводится нотолинейная запись, названная киевской нотацией, поскольку была завезена в Москву киевскими певцами. Она чрезвычайно упростила запись древних напевов, с ее помощью впредь записывались все новые напевы.

В XVII—XVIII вв. появляются профессиональные авторы. Как отмечает П. Н. Милюков, первые наши композиторы происходят из низших слоев общества. Их произведения приводят на сцену русскую песню и даже бытовые обряды. В свободном художественном претворении русской песни находит свое выражение национальный колорит.

Среди наиболее известных композиторов XVIII в. выделяются Е. И. Фомин (1761 — 1800), чья опера «Орфей» стала крупным достижением русской музыкальной культуры, Д. С. Бортнянский (1751—1825) и др.

В конце XVIII в. фольклористы начали собирать русские народные песни (Н. А. Львов, двоюродный брат директора придворной капеллы Ф. Н. Львова), частью напечатанные в 1790 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)