Музыка в мировой художественной культуре

Реформы Петра, направленные на развитие государства, способствовали расцвету светской (не церковной) музыки. Повсюду распространяются новые формы музицирования и новые жанры. По указу Петра I были созданы духовые оркестры, которые играли на торжественных парадах и празднествах. В честь побед русского оружия звучали хоровые песни – виватные канты. В любительских домашних концертах пели любовные канты в сопровождении арфы, гитары, клавесина.

На ассамблеях во дворцах танцевали аллеманду, гавот, менуэт, сарабанду – танцы, пришедшие с Запада. В усадьбах помещиков создавались крепостные театры. Особой популярностью пользовались роговые оркестры. Они состояли из охотничьих рогов разной величины, каждый рог издавал только один звук, поэтому для исполнения даже самой простой пьесы требовалось не менее 50 музыкантов. Русские композиторы постепенно осваивали жанры западноевропейской музыки.

И хотя в XVIII столетии в России не было таких великих мастеров, как Бах или Моцарт, первыми представителями русской национальной композиторской школы были Д. С. Бортнянс. Завершая повествование об искусстве России XVIII века, необходимо отметить, что оно развивалось как художественный эквивалент просветительской картины мира. Но к концу века жизнь показала, что исторические события совершаются далеко не по велению разума.

Интересно
Начинала угасать вера в чудодейственную и всепобеждающую силу Просвещения. Приходилось констатировать, что установленные “победой разума” политические отношения и общественные учреждения оказались злой карикатурой, вызывающей глубокое разочарование просветителей.
Культурный перелом в России в XVIII веке был не поворотом, а переворотом. Он усугублялся выходом за рамки православной культуры византийского типа и насильственным насаждением европейской культуры, генетически связанной и развивающейся в контексте иных вариантов христианства.

Переворот оказался столь резким и драматичным, а пропасть, разделявшая народную культуру от культуры образованных слоев, – столь глубокой! Проблема заимствования – это не узко русская проблема, это творческий акт, свойственный всем культурам. Обычно заимствование корректируется местными традициями и условиями. Сущность же петровского переворотасостояла вфорсировании естественно протекавшего процесса. Прошлая культура объявилась отсталой, провозглашались просвещение европейского типа, науки европейского типа, быт европейского типа, искусство европейского типа.

Был выбран путь своеобразной пересадки европейской культуры на русскую почву. Это касается светской культуры, которая насаждалась на государственном уровне, от центра к периферии. Вначале новая культура охватывала круг придворной знати, затем – всё дворянство, позже – всё образованное общество.

Петровская политика перевела в сферу низового все народное искусство. Это сопровождалось сокращением территории его бытования. Все больше слабела взаимосвязь народного и светского искусств. Фактически они развивались параллельно.

В целом русское искусство периода культурного ученичества свидетельствовало о том, что “есть некоторый предел, казалось бы, бесконечной уступчивости и податливости русской души.
Как она ни уступала и ни поддавалась, от себя отказаться было не в ее власти. Почти растворившись в другом, русское искусство вдруг обнаружило нечто противоположное: это оно растворило в себе иноземные импульсы и влияния, а не они ее”, – пишет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)