Модель Мак-Кинси

Успешное использование модели Бостонской консультационной группы явилось стимулом для проведения дальнейших исследований в этой области. В результате были разработаны многие модели, подобные модели БКГ. Одной из таких моделей и является модель, совместно разработанная компанией «Дженерал электрик» (General Electric) и консалтинговой фирмой «Мак-Кинси и Ко».

В модели Мак-Кинси используется матрица, содержащая девять квадрантов, используемых для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций и возможностей развития отдельных СБЕ (рис. 10.5).

Определяющими факторами в модели являются привлекательность рынка и наличие преимуществ в конкуренции. Привлекательность рынка или отрасли определяется на основе анализа таких факторов, как:

  • темпы роста рынка;
  • рентабельность отрасли;
  • уровень конкуренции;
  • поведение потребителей;
  • отношение потребителей к торговой марке;
  • другие.

При определении конкурентных позиций анализируются такие факторы, как:

  • относительная доля рынка;
  • рост доли рынка;
  • наличие каналов распределения;
  • эффективность каналов распределения;
  • квалификация менеджеров и сотрудников;
  • имидж фирмы;
  • технологические преимущества фирмы;
  • возможности реализации маркетинга;
  • другие.

С учетом указанных факторов, а также других факторов, важных для конкретной фирмы, строится матрица 10.5. Использование этой матрицы предполагает, что фирма должна в первую очередь осуществлять инвестиции и стремиться к развитию тех СБЕ, которые имеют сильные позиции, а рынок создает для них наиболее привлекательные возможности. В этой матрице в правом верхнем углу расположены СБЕ, имеющие первостепенное значение для развития бизнеса фирмой. Для таких СБЕ и следует, прежде всего, предусмотреть дополнительные инвестиции.

Для СБЕ , находящихся в трех клетках в нижнем левом углу матрицы, дополнительные инвестиции, как правило, должны быть ограничены или вовсе сокращены.

Что касается СБЕ, находящихся в трех клетках, расположенных по диагонали матрицы, то по отношению к ним могут быть приняты решения как о дальнейшем развитии данного бизнеса, так и о его свертывании. Все зависит от конкретной сложившейся ситуации.

Преимуществом модели Мак-Кинси является то, что ее применение предполагает использование как объективных, так и субъективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие бизнеса. Вместе с тем применение значительного числа факторов требует сбора и обработки большого количества информации. Анализ факторов является довольно трудоемким, и различные исследователи могут поразному оценить отдельные СБЕ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)