Модель Ланкастера

По мнению Ланкастера, потребитель выбирает на рынке не товары сами по себе, а конкретные потребительские характеристики, сосредоточенные в товарах. Модель Ланкастера показывает взаимосвязь ценовой и неценовой конкуренции между фирмами.

Эффективность ценовой конкуренции тем выше, чем совершеннее возможности замещения характеристик, заключенных в товаре, для потребителя, и наоборот.

Но даже жесткая приверженность марке не исключает успешной ценовой конкуренции. Модель Ланкастера служит методологической основой формирования ценовой политики с учетом целей, которые фирма на рынке дифференцированного продукта ставит перед собой. Модель  дифференциации продукта Чемберлина.

Концепция деятельности фирмы на рынке дифференцированного продукта – модель монополистической конкуренции – была предложена Чемберлином.

Остаточный спрос на товар фирмы на рынке монополистической конкуренции отражает наличие у фирмы рыночной власти. Предельная выручка продавца ниже цены.  Максимальная готовность платить за товар фирмы зависит не от объема продаж всех продавцов, а от объема продаж каждого из них.

Интересно
Влияние объема продаж фирмы-конкурента на остаточный спрос фирмы тем меньше, чем в большей степени различаются их товары в глазах потребителей.  Чем ближе положение фирмы к монопольному, тем сильнее ее рыночная власть.

Показателем дифференциации продукта служит эластичность остаточного спроса на товар фирмы.

При прочих равных условиях эластичность остаточного спроса тем ниже, чем сильнее товар фирмы отличается от товара конкурента, то есть чем выше дифференциация продукта.

В краткосрочном периоде фирма максимизирует прибыль, выбирая объем продаж, при котором предельная выручка равна предельным издержкам. Положительная экономическая прибыль фирмы вызывает стремление конкурентов копировать потребительские характеристики ее продукта.

Кроме того, на рынке могут появиться новые продавцы, продающие близкие по своим свойствам товары.

Это приводит к понижению дифференциации продукта и соответствующему повышению эластичности остаточного спроса для фирмы в сочетании с его общим снижением. Долгосрочное равновесие устанавливается, когда фирма на рынке монополистической конкуренции получает нулевую экономическую прибыль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)